— времени преодоления транспортным средством определенного участка дороги;
— момента возникновения опасности для движения, которая требовала от водителя принятия мер по предотвращению происшествия.
В пределах рассматриваемой группы обстоятельств, анализируемых экспертом-автотехником, проводятся и трасологические исследования, поэтому экспертиза нередко определяется как транспортно-трасологическая.
Предметом данного вида экспертизы является установление следующих параметров дорожного происшествия:
— определение направления движения автомобиля;
— установление направления действия сил .между двумя столкнувшимися автомобилями, взаимного их расположения в различные моменты происшествия.
б) Исследование действии участников дорожно-транспортного происшествия. Перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:
— как водитель должен был действовать в сложившейся дорожной обстановке;
— имел ли водитель техническую возможность (с учетом индивидуальных психологических особенностей) предотвратить происшествие с момента, когда он должен был и мог предвидеть возникновение опасности для движения;
— какие именно действия по управлению автомобилем могли предотвратить ДТП и какими именно нормами правил дорожного движения и Наставления по автомобильной службе СА и ВМФ они предусмотрены.
в) Обстоятельства, характеризующие техническое состояние транспортного средства. Основная цель исследования— установление причинно-следственной связи между техническим состоянием и механизмом ДТП. С целью выяснения этой группы обстоятельств формулируются следующие вопросы:
— каково техническое состояние тормозной системы, рулевого управления или других систем автомобиля;
— каковы причины и время возникновения технической неисправности определенных системы или агрегата автомобиля;
— можно ли было обнаружить техническую неисправность до момента происшествия;
— какова причинная связь между обнаруженной неисправностью автомобиля и происшествием;
— располагал ли водитель технической возможностью предотвратить ДТП при установленном в ходе экспертизы техническом состоянии автомобиля.
В отличие от осмотра автомобиля, осуществляемого на месте происшествия или (впоследствии) на площадке задержанных машин ВАИ или ГАИ, где основным методом проверки технического состояния является экспресс-диагностирование систем и агрегатов автомобиля, при осмотре в ходе экспертизы автотехник анализирует их состояние более глубоко. Агрегат, подлежащий исследованию, разбирается, устанавливаются причины возникновения обнаруженных дефектов и механизм их образования. Эксперт проводит эксперименты, осуществляет проверочные расчеты, сопоставляет результаты исследования с нормативными документами: техническими условиями (ТУ) на изготовление и сборку узлов, чертежами предприятия-изготовителя и т. д.
г) Исследование обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия. В рамках этой группы вопросов может быть произведено:
— уточнение значений коэффициентов, необходимых для производства расчетов по управлению транспортным или иным средством, по определению скорости движения автомобиля, тормозного и остановочного пути (коэффициентов сцепления, замедления, сопротивления качению);
— определение условий видимости поверхности дороги и встречного автомобиля, а также обзорности с места водителя на момент ДТП.[45]
На практике эти вопросы нередко находят свое разрешение при проведении следователем эксперимента или осмотра места происшествия. Сведения о параметрах видимости поверхности дороги и видимости встречного автомобиля можно получить и при изучении технической документации дороги. Например, нормы видимости, установленные в зависимости от характера дороги, делятся на четыре категории.
Кроме того, в рамках рассматриваемой группы обстоятельств могут исследоваться вопросы, направленные на определение технической исправности участка дороги, на котором произошло происшествие, пригодности его для движения.
Для того чтобы степень достоверности выводов автотехнической экспертизы была достаточно высокой, особенно тогда, когда исследуются обстоятельства возникновения неисправности и ее причинная связь с конкретными условиями ДТП, необходимо изучение транспортного средства проводить комплексно: экспертом-автотехником и экспертом-криминалистом.
Судебно-медицинская экспертиза потерпевшего. На разрешение эксперта в зависимости от ситуации ставятся следующие вопросы:
1) каковы характер и локализация следов и повреждений на одежде и теле потерпевшего;
2) каков механизм образования повреждений (удар, сдавление, сотрясение и т.д.); не могли ли повреждения возникнуть при падении на дорогу без соприкосновения с транспортным средством;
3) какова последовательность причинения повреждений, в каком положении находился потерпевший в момент травмы по отношению к машине;
4) все ли повреждения на трупе причинены одновременно или имело место два наезда;
5) какова давность происхождения повреждений (прижизненные, посмертные);
6) где располагается место травмирующей силы и каково ее направление;
7) какова степень тяжести телесных повреждений;
8) какова причина смерти пострадавшего;
9) не страдал ли потерпевший каким-либо заболеванием, например заболеванием органов зрения или слуха;
10) употреблял ли потерпевший (незадолго до смерти) спиртные напитки, наркотические вещества[46].
При необходимости совместного исследования тела пострадавшего и следов на его одежде, а также решения вопроса о причинении телесного повреждения конкретной частью указанного транспортного средства назначается комплексная судебно-медицинская и криминалистическая экспертиза.
Судебно-медицинская экспертиза на предмет установления алкогольного либо наркотического опьянения водителя. На разрешение экспертов могут быть поставлены следующие вопросы:
1) находится ли водитель Н. в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, если да, то какова степень опьянения;
2) подтверждаются ли объективно показания водителя о количестве принятых алкогольных напитков (наркотических средств) и о времени, прошедшем с момента их последнего приема[47].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.