Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике, страница 163

— времени преодоления транспортным средством опреде­ленного участка дороги;

— момента возникновения опасности для движения, кото­рая требовала от водителя принятия мер по предотвращению происшествия.

В пределах рассматриваемой группы обстоятельств, анали­зируемых экспертом-автотехником, проводятся и трасологические исследования, поэтому экспертиза нередко определяется как транспортно-трасологическая.

Предметом данного вида экспертизы является установле­ние следующих параметров дорожного происшествия:

— определение направления движения автомобиля;

— установление направления действия сил .между двумя столкнувшимися автомобилями, взаимного их расположения в различные моменты происшествия.

б) Исследование действии участников дорожно-транспортного происшествия. Перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

— как водитель должен был действовать в сложившейся дорожной обстановке;

— имел ли водитель техническую возможность (с учетом индивидуальных психологических особенностей) предотвратить происшествие с момента, когда он должен был и мог предви­деть возникновение опасности для движения;

— какие именно действия по управлению автомобилем могли предотвратить ДТП и какими именно нормами правил дорожного движения и Наставления по автомобильной службе СА и ВМФ они предусмотрены.

в) Обстоятельства, характеризующие техническое состоя­ние транспортного средства. Основная цель исследования— установление причинно-следственной связи между техническим состоянием и механизмом ДТП. С целью выяснения этой груп­пы обстоятельств формулируются следующие вопросы:

— каково техническое состояние тормозной системы, руле­вого управления или других систем автомобиля;

— каковы причины и время возникновения технической неисправности определенных системы или агрегата автомо­биля;

— можно ли было обнаружить техническую неисправность до момента происшествия;

— какова причинная связь между обнаруженной неисправ­ностью автомобиля и происшествием;

— располагал ли водитель технической возможностью предотвратить ДТП при установленном в ходе экспертизы техническом состоянии автомобиля.

В отличие от осмотра автомобиля, осуществляемого на ме­сте происшествия или (впоследствии) на площадке задержан­ных машин ВАИ или ГАИ, где основным методом проверки технического состояния является экспресс-диагностирование систем и агрегатов автомобиля, при осмотре в ходе экспертизы автотехник анализирует их состояние более глубоко. Агрегат, подлежащий исследованию, разбирается, устанавливаются причины возникновения обнаруженных дефектов и механизм их образования. Эксперт проводит эксперименты, осуществляет проверочные расчеты, сопоставляет результаты исследова­ния с нормативными документами: техническими условиями (ТУ) на изготовление и сборку узлов, чертежами предприятия-изготовителя и т. д.

г) Исследование обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия. В рамках этой группы вопросов может быть произведено:

— уточнение значений коэффициентов, необходимых для производства расчетов по управлению транспортным или иным средством, по определению скорости движения автомобиля, тормозного и остановочного пути (коэффициентов сцепления, замедления, сопротивления качению);

— определение условий видимости поверхности дороги и встречного автомобиля, а также обзорности с места водителя на момент ДТП.[45]

На практике эти вопросы нередко находят свое разрешение при проведении следователем эксперимента или осмотра места происшествия. Сведения о параметрах видимости поверхности дороги и видимости встречного автомобиля можно получить и при изучении технической документации дороги. Например, нормы видимости, установленные в зависимости от характера дороги, делятся на четыре категории.

Кроме того, в рамках рассматриваемой группы обстоя­тельств могут исследоваться вопросы, направленные на опреде­ление технической исправности участка дороги, на котором произошло происшествие, пригодности его для движения.

Для того чтобы степень достоверности выводов автотехни­ческой экспертизы была достаточно высокой, особенно тогда, когда исследуются обстоятельства возникновения неисправно­сти и ее причинная связь с конкретными условиями ДТП, необ­ходимо изучение транспортного средства проводить комплекс­но: экспертом-автотехником и экспертом-криминалистом.

Судебно-медицинская экспертиза потерпевшего. На разре­шение эксперта в зависимости от ситуации ставятся следую­щие вопросы:

1) каковы характер и локализация следов и повреждений на одежде и теле потерпевшего;

2) каков механизм образования повреждений (удар, сдавление, сотрясение и т.д.); не могли ли повреждения возникнуть при падении на дорогу без соприкосновения с транспортным средством;

3) какова последовательность причинения повреждений, в каком положении находился потерпевший в момент травмы по отношению к машине;

4) все ли повреждения на трупе причинены одновременно или имело место два наезда;

5) какова давность происхождения повреждений (прижиз­ненные, посмертные);

6) где располагается место травмирующей силы и каково ее направление;

7) какова степень тяжести телесных повреждений;

8) какова причина смерти пострадавшего;

9) не страдал ли потерпевший каким-либо заболеванием, например заболеванием органов зрения или слуха;

10) употреблял ли потерпевший (незадолго до смерти) спиртные напитки, наркотические вещества[46].

При необходимости совместного исследования тела постра­давшего и следов на его одежде, а также решения вопроса о причинении телесного повреждения конкретной частью ука­занного транспортного средства назначается комплексная судебно-медицинская и криминалистическая экспертиза.

Судебно-медицинская экспертиза на предмет установления алкогольного либо наркотического опьянения водителя. На разрешение экспертов могут быть поставлены следующие вопросы:

1) находится ли водитель Н. в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, если да, то какова степень опья­нения;

2) подтверждаются ли объективно показания водителя о количестве принятых алкогольных напитков (наркотических средств) и о времени, прошедшем с момента их последнего приема[47].