Общие методические рекомендации по расследованию хищении, совершаемых путем присвоения, растраты либо злоупотребления служебным положением, изложенные в главе X, применимы и при расследовании хищений, совершаемых должностными лицами вещевых служб воинских частей и учреждений. Однако некоторые особенности, присущие данной категории дел, требуют отдельного рассмотрения. Криминалистическая характеристика преступлений рассматриваемого вида как система сведений, научно значимых для расследования и раскрытия хищений, совершаемых в вещевых службах, также имеет свои особенности в составляющих ее элементах.
При расследовании хищений вещевого имущества в распоряжении следствия, как правило, оказываются исходные данные:
1) полученные в результате проведения ревизии деятельности службы вещевого снабжения или склада (хранилища) и содержащие сведения об общей сумме недостачи в денежном выражении, видах недостающего имущества и его количестве. Иногда в акте ревизии указывается более подробная информация: о документах, анализ которых позволяет установить способ хищения, о конкретных должностных лицах, виновных в неправильном проведении операций с имуществом, об обнаруженном в ходе инвентаризации имуществе более низкой категории либо других артикулов, чем значится по учетным документам, и другая информация;
2) полученные из других источников, составляющие только пятую часть от всех дел данной категории. Это материалы уголовных дел или проверок, поступивших от территориальных правоохранительных органов, особых отделов, соединений, объединений и гарнизонов; заявления граждан и анонимные письма; сообщения командиров воинских частей или жалобы военнослужащих; выступления в печати и выступления военнослужащих на служебных и общественных мероприятиях.
Как правило, в этих материалах содержатся сведения о совершенном преступлении: это могут быть конкретные факты о хищении вещевого имущества кем-либо из должностных лиц, об установленных местах сбыта какого-либо военного вещевого имущества, о выявленных документах, свидетельствующих о совершаемых хищениях имущества. Иногда это могут быть сведения, носящие неконкретный характер, например, сигналы о нарушении в воинской части установленных правил снабжения военнослужащих вещевым довольствием либо другие сведения, дающие повод и основания для возбуждения уголовного дела или проведения в установленном законом порядке проверки полученного сигнала.
Одним из важных элементов криминалистической характеристики хищений вещевого имущества, совершаемых должностными лицами, является способ совершения преступления. Уяснение способа хищения и способа его сокрытия позволяет быстрее и правильнее разобраться в отдельных деталях совершенного преступления, выделить круг лиц, среди которых следует искать преступника, наметить общие направления расследования.
Преступник вынужден избирать способ хищения с учетом существующих правил проведения операций с имуществом, установленных правил хранения и сбережения, порядка охраны складов и хранилищ, действующего распорядка дня и других условий, регламентирующих деятельность воинских частей в целом и вещевой службы в частности. Он не свободен в выборе способа хищения и способов сокрытия, что позволяет типизировать способы хищения вещевого имущества и свести их в определенную систему, анализ которой дает возможность уяснить особенности способов хищений имущества определенного вида и особенности их доказывания. Рассмотрим их последовательно.
1. Изъятие полученного вещевого имущества без последующего документального сокрытия хищения. В этом случае преступник похищает (присваивает, растрачивает) вверенное ему имущество, не внося каких-либо измененений в отчетную документацию с целью сокрытия преступления. Выявить сумму ущерба в этом случае можно при проведении ревизии и инвентаризации. Способом сокрытия такого хищения может быть маскировка недостачи имущества путем создания пустот между ящиками для введения в заблуждение при пересчете имущества, незаметное уменьшение количества единиц имущества в различных упаковках.
2. Изъятие имущества, незаконно списанного с учета службы (склада). Этот способ хищения наиболее распространен. Данная незаконная операция может быть скрыта несколькими способами:
а) составлением фиктивных накладных (сводных ведомостей), в которых указывается, что имущество якобы получено подразделениями или офицерами и прапорщиками в личное пользование. После этого сведения, изложенные в накладных, переносятся в другие учетные документы и указанное в них имущество списывается с учета;
б) составлением фиктивных актов или накладных о передаче имущества на довольствующий склад либо в другую воинскую часть. Как правило, это делается путем проведения по учету фиктивного бестоварного документа (накладной, акта, доверенности на получение имущества). В этом случае отчетные документы о получении имущества есть только в одной службе, в другой воинской части их нет, что позволяет без труда выявить данную махинацию при сверке одноименных накладных в разных воинских частях;
в) несоставлением акта, например, о фактическом метраже ткани или излишке поступившего имущества. Акт о фактическом метраже должен составляться потому, что в рулоне, как правило, бывает больше мерного материала, чем указано на бирке, так как при изготовлении материала на станке он растягивается. Чем больше движение по складу мерного материала, особенно шинельного, тем меньше ткань успевает садиться и тем большие излишки ее создаются на складе.
Излишнее имущество может поступать и в результате счетной ошибки при отгрузке либо неверном указании адресата при пересылке, о чем при получении имущества также должен составляться акт;
г) регистрированием в книге учета документов (форма № 25) фиктивных приказов об удержании денег с военнослужащих за утерю выданного в пользование имущества и актов о списании его на этом основании с учета службы;
д) подделкой в карточке учета выдачи имущества в личное пользование (форма № 45) сроков носки и времени выдачи имущества;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.