В зависимости от механизма возникновения и протекания события дорожно-транспортные происшествия подразделяются на несколько видов. Согласно статистическим данным чаще всего водители совершают наезд управляемого ими транспортного средства на пешехода (50% всех ДТП). Далее—по степени их распространенности—имеют место столкновения транспортных средств (30% общего числа ДТП), их опрокидывание (8%), наезды на препятствия, стоящие транспортные средства, на велосипедистов и прочие происшествия (падение пассажиров или грузов из машин, остановка танка при подводном форсировании водной преграды).
Наиболее часто ДТП происходят в летне-осенний период, когда на дорогах увеличивается интенсивность движения. В течение суток наиболее опасны вечерние часы: с 17 до 21 часа, когда совершается до 35% от общего числа ДТП за сутки4. Количество происшествий увеличивается при выполнении боевых задач в экстремальной обстановке.
Под дорожно-транспортным преступлением в специальной литературе понимается событие, возникающее в результате нарушения водителем нормального режима движения транспортного, боевого или специального средства и повлекшее за собой гибель или ранение людей либо причинившее существенный материальный ущерб (повреждение автомобиля, танка, груза, сооружения), а равно приведшее к срыву выполнения боевой или иной задачи.
Уголовная ответственность военнослужащих за преступное нарушение правил вождения и эксплуатации подвижного состава в зависимости от его принадлежности и других обстоятельств предусмотрена различными нормами уголовного кодекса. Так, на основании ст. 252 УК. РСФСР она наступает за совершение воинского преступления — нарушение правил вождения или эксплуатации боевых, специальных или транспортных машин, принадлежащих воинским частям, повлекшее несчастные случаи с людьми или другие тяжкие последствия.
Преступлениями против общественной безопасности являются нарушения лицами, управляющими принадлежащими им на праве личной собственности транспортными средствами, правил безопасности движения, повлекшие вредные последствия.
Методики расследования преступлений указанных категорий в своей основе и по ряду деталей сходны, поэтому представляется возможным их объединить и рассматривать в рамках одной главы учебника.
Субъектами преступлений, совершаемых в армейских условиях, являются в основной своей массе военнослужащие срочной службы — водители подвижного состава, принадлежащего воинским частям. Эту категорию водителей, управляющих мощной техникой, характеризует невысокий уровень профессиональной надежности, особенно на начальном этапе военной службы. Такой уровень обуславливается их недостаточной квалификацией, отсутствием опыта, быстрой утомляемостью, слабо развитой психомоторикой, что соответственно выражается в замедленной реакции на опасность, а также неправильных действиях в скоростном режиме, низкой степени комфортности, то есть неумении вести автомашину удобно как для себя, так и для водителей других транспортных средств. К компонентам профессиональной надежности военного водителя срочной службы, характеризующим ее как недостаточно развитую, относятся и такие личностные показатели (качества), как невнимательность, самонадеянность при управлении автомобилем, а нередко и агрессивное поведение (например, движение по встречной полосе, на запрещающий сигнал светофора и т. д.).
Определенный интерес представляют исследования психологических факторов дорожно-транспортных происшествий, проведенные специалистом в области транспортной психологии Д. Клебельсбергом5. Так, к основным факторам, непосредственно связанным с водительской деятельностью, он относит (по степени их распространенности): отвлечение внимания, недооценка опасности, неверная оценка обстановки, боязливость в манерах поведения и опасные привычки, ошибочный прогноз поведения других участников движения, недооценка собственного ошибочного поведения, непредсказуемое для окружающих собственное поведение, осознанное противоправное поведение в условиях движения, убежденность на основе неверных интерпретаций правил и состояния дорожного движения.
Побочными факторами, обуславливающими ДТП, являются: спешка, настроение водителя, небольшая практика вождения, недостаточное знание правил дорожного движения, слабое владение правилами управления автомобилем, бездействие, незнание местности, беспечность в результате привычной езды на данном участке дороги, физиологические состояния (усталость, опьянение, заболевание, физические недостатки, ухудшение состояния от принятия лекарств).
Дорожно-транспортные происшествия включают три последовательно сменяющих друг друга этапа: первоначально возникает опасная, или предаварийная, дорожная ситуация, затем следует аварийная и, наконец, наступает послеаварийная обстановка. Возникновение опасной ситуации характеризуется появлением на полосе следования движущегося или неподвижного препятствия. Если участники движения не приняли мер к ликвидации опасной ситуации, то возникает аварийная обстановка, в которой предотвратить происшествие технически невозможно. Послеаварийная обстановка является носителем материальных следов происшествия: следов на дороге, в окружающей среде, на автомашине, на потерпевшем и его одежде.
Так, на дороге образуются следы вращения и торможения колес транспортного средства, волочения потерпевшего, могут находиться детали машины и их части и т. д.
На автомобиле остаются следы в виде вмятин, царапин на облицовке радиатора, крыльях, дверях кабины, бортах кузова, волокон одежды, крови, тканей потерпевшего; на теле потерпевшего—следы волочения, переезда, удара частями автомобиля в виде ссадин, переломов; на его одежде—следы транспортного средства.
Следы-отображения, следы-предметы и следы-вещества служат объектом изучения при выполнении следователем ряда следственных действий, особенно осмотра места происшествия.
Исходя из характера материальных следов к источникам доказательственной информации относятся: обстановка места происшествия, автомобиль, потерпевший и его одежда, водительские и медицинские документы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.