Ввиду недостаточности знаний следователя в области размещения, назначения и принципов работы корабельного оборудования осмотр целесообразно проводить с участием специалиста. Такого специалиста можно пригласить из частей и соединений поисково-спасательной службы, инспекции безопасности мореплавания или противопожарной службы тыла флота. Кроме того, в качестве специалистов могут привлекаться сотрудники соответствующих научно-исследовательских учреждений, кораблестроительных и ремонтных предприятий, преподаватели технических кафедр военно-морских училищ (академий).
Начинать осмотр лучше с предполагаемого очага пожара и вести его в направлении распространения огня. При определении очага пожара необходимо учитывать следующее:
— очаг пожара обычно находится там, где впервые были замечены пламя и дым;
— если до появления пламени длительное время шел дым, то пожар скорее всего начался в закрытом помещении корабля, лишенном притока воздуха;
— если пожар начался с появления светящегося, сильно коптящего пламени и черного дыма, характерных для горения нефтепродуктов, то очаг пожара следует искать в районе расположения котлов (дизелей) и систем подачи к ним топлива;
— важным признаком очага пожара является степень обгорания конструкций корабля: очагом пожара обычно являются те участки, которые по сравнению с другими, однородными по материалу, подверглись наибольшему обгоранию.
В местах предполагаемых очагов пожара обязательно изымаются образцы золы, пепла, шлака и других продуктов сгорания, а также обнаруживаемые здесь обломки и осколки трубопроводов и каких-либо сосудов, где могла бы храниться воспламенившаяся жидкость или иное вещество. Это необходимо для последующих судебно-химических исследований, проводимых с целью установления источника пожара.
Всегда следует внимательно осматривать имеющиеся в очаге пожара электроприборы и кабельные трассы, так как короткое замыкание электропроводки является одной из наиболее распространенных технических причин возгорания на кораблях. Кроме того, версию о случайном замыкании часто выдвигают в свою защиту истинные виновники пожара. В том случае, когда обстановка на месте происшествия указывает на то, что возгорание действительно могло произойти в результате короткого замыкания (например, при обнаружении значительного выгорания переборок в месте прохождения кабельных трасс), следует изымать наряду с обгоревшими участками и те, которые не пострадали от огня, поскольку впоследствии нередко возникает вопрос о годности кабельных трасс к эксплуатации, решить который без их экспертного исследования не представляется возможным.
Продолжая осмотр места происшествия за пределами очага пожара, необходимо проследить предполагаемые пути распространения огня. При этом важно зафиксировать положение дверей, крышек люков, различных заслонок и т. п., выяснив, были ли они во время пожара закрыты или нет. В случае их уничтожения огнем или в результате предпринятых действий по тушению пожара и спасению корабля нужно при разборке оставшегося мусора попытаться разыскать металлические замки и другие запоры, с тем чтобы установить положение запирающего механизма и сохранившиеся следы горения.
Тщательный осмотр места пожара обычно занимает значительное время. Однако его форсирование за счет снижения качества недопустимо, ибо это может привести к невосполнимой, утрате необходимых доказательств и существенно затруднить установление истины по делу.
Истребованию и осмотру подлежат документы, в которых фиксируются обстановка до и в момент пожара, а также предпринятые меры по его тушению и спасению корабля.
К числу таких документов прежде всего относится корабельный вахтенный журнал, куда заносятся данные о времени начала и режиме работы тех или иных механизмов, месте нахождения корабля, метеорологической обстановке и иных условиях плавания, времени и месте обнаружения огня, динамике развития пожара, предпринятых действиях по борьбе с огнем и т. д.
В зависимости от конкретных обстоятельств происшествия могут изыматься и иные сохранившиеся документы. Так, если, проведенным осмотром места пожара установлено, что возгорание могло быть связано с работой котлов, изъятию и тщательному изучению подлежат ведущиеся на каждый из них вахтенные журналы, где указывается, кто и когда находило на вахте у котлов, в каком режиме эксплуатировались котлы и т. п. Если причина пожара на подводной лодке сопряжена с превышением допустимой концентрации водорода в воздухе, то должны быть осмотрены журналы контроля проб воздуха в аккумуляторных ямах. В тех случаях, когда получены данные о возникновении пожара в результате неисправности электропроводки, необходимо изъять схему или список постоянно находящихся под напряжением приборов для того, чтобы затем выяснить, какие именно кабели в момент возгорания были под напряжением. Изымается также и кабельный журнал, в котором ведется учет всех кабельных трасс корабля.
При допросе непосредственных участников пожаротушения и должностных лиц корабля (командира, его старшего помощника, командиров соответствующих боевых частей и групп), как правило, выясняются те же обстоятельства, что и в процессе расследования других видов пожара, рассмотренных в предыдущих параграфах настоящей главы. Однако в содержание допроса входит и выяснение таких обстоятельств, как характеристика метеорологической и навигационной обстановки во время пожара; состояние и режим эксплуатации находившихся в очаге пожара приборов, механизмов и агрегатов; соответствие предпринятых мер пожаротушения требованиям перечисленных выше документов по организации борьбы за живучесть корабля; содержание предпринятого в море восстановительного ремонта и т. д.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.