Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике, страница 182

Ввиду недостаточности знаний следователя в области раз­мещения, назначения и принципов работы корабельного обору­дования осмотр целесообразно проводить с участием специа­листа. Такого специалиста можно пригласить из частей и соединений поисково-спасательной службы, инспекции безопасности мореплавания или противопожарной службы тыла фло­та. Кроме того, в качестве специалистов могут привлекаться сотрудники соответствующих научно-исследовательских уч­реждений, кораблестроительных и ремонтных предприятий, преподаватели технических кафедр военно-морских училищ (академий).

Начинать осмотр лучше с предполагаемого очага пожара и вести его в направлении распространения огня. При опреде­лении очага пожара необходимо учитывать следующее:

— очаг пожара обычно находится там, где впервые были замечены пламя и дым;

— если до появления пламени длительное время шел дым, то пожар скорее всего начался в закрытом помещении кораб­ля, лишенном притока воздуха;

— если пожар начался с появления светящегося, сильно коптящего пламени и черного дыма, характерных для горения нефтепродуктов, то очаг пожара следует искать в районе рас­положения котлов (дизелей) и систем подачи к ним топ­лива;

— важным признаком очага пожара является степень обгорания конструкций корабля: очагом пожара обычно явля­ются те участки, которые по сравнению с другими, однородны­ми по материалу, подверглись наибольшему обгоранию.

В местах предполагаемых очагов пожара обязательно изы­маются образцы золы, пепла, шлака и других продуктов сго­рания, а также обнаруживаемые здесь обломки и осколки трубопроводов и каких-либо сосудов, где могла бы храниться воспламенившаяся жидкость или иное вещество. Это необхо­димо для последующих судебно-химических исследований, проводимых с целью установления источника пожара.

Всегда следует внимательно осматривать имеющиеся в очаге пожара электроприборы и кабельные трассы, так как короткое замыкание электропроводки является одной из наибо­лее распространенных технических причин возгорания на ко­раблях. Кроме того, версию о случайном замыкании часто выдвигают в свою защиту истинные виновники пожара. В том случае, когда обстановка на месте происшествия указывает на то, что возгорание действительно могло произойти в результа­те короткого замыкания (например, при обнаружении значи­тельного выгорания переборок в месте прохождения кабель­ных трасс), следует изымать наряду с обгоревшими участками и те, которые не пострадали от огня, поскольку впоследствии нередко возникает вопрос о годности кабельных трасс к эксплуатации, решить который без их экспертного исследова­ния не представляется возможным.

Продолжая осмотр места происшествия за пределами оча­га пожара, необходимо проследить предполагаемые пути  распространения огня. При этом важно зафиксировать положение дверей, крышек люков, различных заслонок и т. п., выяснив, были ли они во время пожара закрыты или нет. В случае их уничтожения огнем или в результате предпринятых действий по тушению пожара и спасению корабля нужно при разборке оставшегося мусора попытаться разыскать металлические замки и другие запоры, с тем чтобы установить положение запирающего механизма и сохранившиеся следы горения.                                                

Тщательный осмотр места пожара обычно занимает значительное время. Однако его форсирование за счет снижения качества недопустимо, ибо это может привести к невосполнимой, утрате необходимых доказательств и существенно затруднить установление истины по делу.                       

Истребованию и осмотру подлежат документы, в которых фиксируются обстановка до и в момент пожара, а также пред­принятые меры по его тушению и спасению корабля.

К числу таких документов прежде всего относится кора­бельный вахтенный журнал, куда заносятся данные о времени начала и режиме работы тех или иных механизмов, месте на­хождения корабля, метеорологической обстановке и иных условиях плавания, времени и месте обнаружения огня, динамике развития пожара, предпринятых действиях по борьбе с огнем и т. д.                                                

В зависимости от конкретных обстоятельств происшествия могут изыматься и иные сохранившиеся документы. Так, если, проведенным осмотром места пожара установлено, что возгорание могло быть связано с работой котлов, изъятию и тщательному изучению подлежат ведущиеся на каждый из них вахтенные журналы, где указывается, кто и когда находило на вахте у котлов, в каком режиме эксплуатировались котлы и т. п. Если причина пожара на подводной лодке сопряжена с превышением допустимой концентрации водорода в воздухе, то должны быть осмотрены журналы контроля проб воздуха в аккумуляторных ямах. В тех случаях, когда получены данные о возникновении пожара в результате неисправности электропроводки, необходимо изъять схему или список постоянно находящихся под напряжением приборов для того, чтобы затем выяснить, какие именно кабели в момент возгорания были под напряжением. Изымается также и кабельный журнал, в кото­ром ведется учет всех кабельных трасс корабля.

При допросе непосредственных участников пожаротушения и должностных лиц корабля (командира, его старшего помощ­ника, командиров соответствующих боевых частей и групп), как правило, выясняются те же обстоятельства, что и в про­цессе расследования других видов пожара, рассмотренных в предыдущих параграфах настоящей главы. Однако в содержа­ние допроса входит и выяснение таких обстоятельств, как ха­рактеристика метеорологической и навигационной обстановки во время пожара; состояние и режим эксплуатации находив­шихся в очаге пожара приборов, механизмов и агрегатов; со­ответствие предпринятых мер пожаротушения требованиям перечисленных выше документов по организации борьбы за живучесть корабля; содержание предпринятого в море восста­новительного ремонта и т. д.