— отсутствие военнослужащего в части обусловлено иными, не зависящими от него причинами: он задержан работниками милиции или военной комендатуры, захвачен в качестве заложника преступной группой, болен и т. д.
Эти общие версии обусловливают необходимость выдвижения и проверки соответствующих розыскных версий, наиболее типичными из которых являются следующие:
— труп пропавшего военнослужащего находится на территории части или поблизости от нее: в труднодоступных местах, уединенных помещениях и т. д.;
— труп пропавшего военнослужащего помещен в морг одного из городских (районных) лечебных учреждений или уже захоронен установленным для подобных случаев порядком как неизвестное лицо;
— военнослужащий находится на излечении в каком-либо лечебном учреждении;
— военнослужащий содержится под стражей в камере временно задержанных военной комендатуры, на гауптвахте, в изоляторе временного содержания городского (районного) управления внутренних дел и т. д.
Вторая из выделенных типичных следственных ситуаций в большинстве случаев складывается в результате успешных действий органов предварительного расследования по розыску и задержанию скрывшегося военнослужащего. Кроме того, она может иметь место и с самого начала производства по делу, когда на момент его возбуждения незаконное пребывание военнослужащего вне части уже прекращено. В данной ситуации перед следователем стоят следующие задачи:
— в полном объеме установить все обстоятельства, мотивы н цели оставления части, причины и условия, способствовавшие совершению этого преступления;
— всесторонне изучить личность военнослужащего, при необходимости предварительно идентифицировав ее (например, при задержании скрывшегося военнослужащего и возбуждении в отношении его уголовного дела вне региона дислокации оставленной им части);
— проверить деятельность военнослужащего за период незаконного нахождения вне части на предмет его возможной причастности к совершению других преступлений.
В зависимости от конкретного содержания имеющейся в распоряжении следователя информации выдвигаются необходимые версии и в плане расследования предусматриваются соответствующие способы и средства их проверки. Оптимальные комплексы следственных и иных действий в каждой из выделенных типичных ситуаций на соответствующих этапах расследования рассматриваются в следующих параграфах настоящей главы.
§ 3. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ И ИНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ТАКТИКИ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
В том случае, когда расследование самовольного оставления части или дезертирства осуществляется в первой из выделенных выше типичных ситуаций, основными первоначальными следственными и иными действиями являются следующие. 1. Розыск военнослужащего «по горячим следам». Это комплекс розыскных мероприятий, направленных на блокирование маршрутов вероятного следования скрывшегося военнослужащего и поиск его в местах возможного нахождения непосредственно после оставления им части или места службы. Такой розыск предполагает проведение следующих мероприятий:
— обследование всех помещений воинской части и прилегающей территории;
— преследование оставившего часть военнослужащего;
— оцепление и прочесывание определенных участков местности;
— патрулирование в общественных местах, на вокзалах, пристанях, в аэропортах;
— направление ориентировок на задержание разыскиваемого в линейные отделы (управления) милиции на транспорте по маршрутам его возможного следования;
— организация наблюдения, засад в местах наиболее вероятного появления разыскиваемого.
Данные мероприятия проводятся военным командованием самостоятельно или под руководством следователя, преимущественно силами военнослужащих военной комендатуры и той воинской части, которую оставил разыскиваемый. В тех же случаях, когда военнослужащий, самовольно оставивший часть, вооружен огнестрельным оружием, что создает реальную угрозу жизни и здоровью окружающих и поэтому требует специальных навыков и умений 'в организации его преследования и задержания, к выполнению этих действий установленным уголовно-процессуальным законом порядком привлекаются сотрудники милиции, а осуществление оперативного руководства всеми мероприятиями, направленными на обнаружение и обезвреживание разыскиваемого, возлагается на начальника соответствующего органа внутренних дел.
2. Осмотр личных вещей скрывшегося военнослужащего но месту его службы или жительства.
Если оставление части совершено военнослужащим срочной службы, осмотру подлежат находящиеся в казарме его прикроватная тумбочка, кровать, вещи, сданные на хранение в кладовую, и т. д. При производстве по уголовному делу в отношении военнослужащих, проживающих вне казармы (офицеров, прапорщиков, сверхсрочнослужащих, курсантов старших курсов военно-учебных заведений), осматриваются их вещи на рабочем месте в части и по месту жительства.
В ходе осмотра предпринимаются меры к обнаружению и изъятию документов скрывшегося военнослужащего, дневников, записных книжек, полученных им писем и других источников информации о его личности, связях, намерениях, возможных причинах оставления части. Изъятию подлежат и такие материалы, которые в последующем могут быть использованы для идентификации личности разыскиваемого. Это могут быть его фотографии, собственноручные записи, отпечатки пальцев рук, которые даже в условиях казарменного проживания сохраняются на бритвенных и умывальных принадлежностях, личном оружии и других предметах индивидуального пользования. Осмотр позволяет выявить также и то, какие вещи военнослужащий взял с собой, что дает возможность более полно составить описание его внешности (одежды и аксессуаров) и получить дополнительное подтверждение той или иной версии о сущности расследуемого события.
3. Истребование из части и приобщение к уголовному делу документов, содержащих сведения о личности скрывшегося военнослужащего. Такими документами являются:
— учетно-послужная карточка (военнослужащих срочной службы и приравненных к ним лиц);
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.