г) предъявление для опознания. Лица, которые оказываются заподозренными в преступлении, по усмотрению следователя, могут быть предъявлены для 0'познаиия. Однако, припирая решение о проведении данного следственного действия, необходимо учитывать, что 'процесс восприятия опознающим каких-то деталей преступления 'нередко происходит в неблагоприятных условиях, в ограниченных временных интервалах. Кроме того, внимание потерпевшего, свидетеля обычно бывает направлено в первую очередь па преодоление насильственных действий правонарушителя, вследствие чего восприятие им внешнего облика последнего происходит непроизвольно. Поэтому к заявлениям таких лиц о том, что они могут опознать преступника, следует относиться весьма критически, предварительно уточнив, в каких условиях, на каком удалении они наблюдали за происходящим событием и по каким признакам могут опознать преступника. Разумеется, недопустимо массовое предъявление военнослужащих для опознания;
д) обыск подозреваемого. Поскольку по делам данной категории при расследовании приходится иметь дело с подозреваемыми, как правило, из числа военнослужащих, обыск у них проводится с учетом армейских условий.
Во-первых, обыск военнослужащего, который находится в части, кроме случаев, не терпящих отлагательств, проводится с предварительным уведомлением командования воинской части. Следователь не может игнорировать задачи, решаемые частью, подразделением, в которых проходит службу данный военнослужащий.
Во-вторых, готовясь к обыску, следует предварительно узнать, какие служебные обязанности выполняет военнослужащий, подлежащий обыску, и, следовательно, к каким объектам, пригодным для сокрытия разыскиваемых предметов, он имеет доступ. Например, если он водитель, обыскать надо не только его тумбочку, койку, личные вещи, но и закрепленную за ним автомашину. Во время личного обыска следует обращать внимание на его обмундирование, наличие на нем подозрительных пятен и повреждений.
В-третьих, при расследовании чаще всего приходится разыскивать орудия преступления, которые можно легко спрятать (самодельные ножи, кастеты и т. д.), а также предметы, которые открыто используются военнослужащими 'при нанесении ударов, например ремни. В этом случае во время обыска следует поинтересоваться, этот ли ремень был на обыскиваемом при совершении преступления, не заменял ли он его после совершения преступления;
е) допрос лица, совершившего насильственные действия. Во время допроса уточняется, сколько времени допрашиваемый находится на военной службе; каково его отношение к ней;
знает ли он того, кому нанес телесные повреждения, оскорбления, оказал сопротивление. Если он с ним знаком, какие между ними служебные, .иные взаимоотношения; 'какие действия и в связи с чем допустил допрашиваемый; какими мотивами руководствовался; какую цель стремился достичь.
Во время допроса целесообразно детализировать действия виновного, устанавливая, в чем конкретно они проявлялись и против какого лица были направлены. Нельзя ограничиваться при фиксации показаний неопределенными выражениями типа: «сопротивлялся», «не подчинялся», «дрался». Следует обязательно уточнить, какую цель преследовал допрашиваемый, в связи с чем наносил удары, оскорбления, сколько раз и куда ударил.
При использовании обвиняемым оружия выясняется, где он его взял, каким образом получил к нему доступ, куда в последующем дел, какие цели .преследовал, применяя оружие. Если его действия были сопряжены с убийством начальника, исследуются мотивы и цели убийства. Выясняются причины и условия, способствовавшие совершению преступления.
Особую сложность представляет допрос участников группового преступления, например сопротивления. Понятие группы, действующей при сопротивлении, совпадает с понятием группы при неповиновении. Поэтому при допросе лиц, оказавших сопротивление, выясняется не только роль каждого из них в содеянном, но и то, как они оценивали действия друг друга, в какой степени поведение каждого из них в отдельности влияло на поведение остальных, влекло за собой совершение тех или иных преступных действии другими соучастниками, как возникла у них общность умысла, был ли между ними предварительный сговор.
3. Дальнейшее расследование. После выполнения первоначальных проводятся следующие следственные действия:
а) допрос свидетелей. В качестве свидетеля допрашиваются, во-первых, очевидцы преступления, у которых уточняются обстоятельства, предшествовавшие насильственным, оскорбительным действиям, затем выясняется, в чем состояли эти действия обвиняемого, их характер, направленность; какие требования к нему предъявлялись должностными лицами; как эти лица действовали в сложившейся обстановке. Если личность правонарушителя не установлена, свидетеля подробно допрашивают о приметах разыскиваемого, а также выясняют, может ли он опознать его и по каким признакам. Для более объективной оценки показаний уточняется, в каких условиях он наблюдал происшедшее; где находился в момент совершения преступления.
Во-вторых, допрашиваются свидетели, которые не были очевидцами преступления, но знают о нем со слов правонарушителя. От этих свидетелей иногда удается узнать о субъективном отношении обвиняемого к своим действиям, сознавал ли тот, что совершал преступление против начальника, должностного лица. Допрашивать таких свидетелей лучше в отсутствие подозреваемого;
б) следственный эксперимент. Если преступление совершено в условиях плохой видимости и правонарушитель заявляет, что не видел, кому сопротивлялся, и не знает, что наносил удары начальнику или иным лицам, исполнявшим обязанности по военной службе, прибегают к следственному эксперименту для определения возможности восприятия формы, знаков воинского различия, которые были на потерпевшем;
в) экспертизы. Одной из самых распространенных экспертиз по делам данной категории является судебно-медицинская экспертиза, с помощью которой устанавливается характер и степень тяжести телесных повреждений, полученных потерпевшим (в случае смерти — причина ее наступления); каким орудием и каким способом были нанесены повреждения; давность причинения повреждений; количество нанесенных ударов и последовательность их нанесения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.