Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике, страница 137

На последующем этапе в случае установления преступника, как правило, осуществляется развернутое, последовательное, методическое доказывание. Проводится проверка основа­ний обвинения, устанавливаются асе соучастники и эпизоды преступной деятельности, причины и условия, способствовав­шие совершению преступления. Производятся дополнительные допросы свидетелей, очные ставки, уточняется сумма причи­ненного материального ущерба, корректируется взаимодействие с иными правоохранительными органами. При необхо­димости могут проводиться следственные эксперименты, назна­чаться криминалистические и иные судебные экспертизы. При наличии достаточных оснований предъявляется обвинение и производится допрос обвиняемого. Выполняются другие след­ственные и иные действия, необходимость в которых может возникнуть.


Глава XIX

РАССЛЕДОВАНИЕ ПРИПИСОК И ДРУГИХ ИСКАЖЕНИИ ОТЧЕТНОСТИ О ВЫПОЛНЕНИИ ПЛАНОВ

§ 1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИЕ ДОКАЗЫВАНИЮ

Общественная опасность приписок и других искажений отчетности о выполнении планов состоит в том, что они иска­жают действительное положение дел в народном хозяйстве, скрывают недостатки в организации производства, строитель­стве, в сельском хозяйстве, нарушают нормальный ход плани­рования, чем наносят существенный вред народному хозяйст­ву, обороноспособности страны.

Уголовный закон предусматривает ответственность за при­писки в государственной отчетности и представление других умышленно искаженных отчетных данных о выполнении пла­нов как за противогосударственные действия, наносящие вред народному хозяйству.

Приписки и другие искажения отчетности о выполнении планов совершаются в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и в других сферах производства, в том числе на предприятиях и в строительных организациях военного ве­домства.

Государственной отчетностью является статистическая от­четность, утвержденная ЦСУ Российской Федерации, и бух­галтерская отчетность, утвержденная Министерством финан­сов и ЦСУ Российской Федерации. Отсюда следует, что при­писки и другие искажения отчетности о выполнении планов в Документах, которые не являются формами статистической или бухгалтерской отчетности, не могут квалифицироваться по ст. 152' УК РСФСР.

Невозможно осуществлять расследование по делам этой категории, не зная, какие из хозяйственных документов явля­ются первичными расчетными документами, не содержащими сведений о выполнении плана и в силу этого не являющимися Документами государственной отчетности, а какие представ­ляют собой документы государственной отчетности.

В частности, в сфере строительства действующимзаконодательством предусматривается оформление выполненных работ по договорам на объектах актами по формам № 2, 2-а, 2-6, 2-в и справками о стоимости работ по форме № 3.      

Акты приемки выполненных работ по формам № 2 и № 2-а составляются при расчетах за законченный объем или этап paботы без промежуточных платежей.                      

Акт по форме № 2-6 составляется при ежемесячных расчетах по проценту технической готовности конструктивных элементов.                                               

Акт приемки выполненных строительно-монтажных работ по форме № 2-в составляется по истечении квартала, а справка о стоимости выполненных работ по форме № 3 за месяц—при расчетах по законченным отдельным конструктивным элемен­там и видам работ или их частям.                       

Все подрядные строительные организации на основании актов приемки выполненных работ и справок о стоимости вы­полненных работ (формы № 2, 2-а, 2-6, 2-в и 3) представляют отчет о выполнении плана подрядных строительных и монтаж­ных работ по форме 1-кс ежемесячно и за квартал (месячная форма является срочной, а квартальная—почтовой).     

Отчет по форме 1-кс в отличие от других вышеуказанных  документов является актом государственной отчетности в квартальном строительстве, поэтому завышение объема выполненных работ в актах по форме № 2 или в справках формы № 3 не может быть квалифицировано по ст. 152' УК РСФСР там как эти акты и справки являются первичными расчетными документами, не относящимися к актам государственной отчетности. При умышленном внесении в них искаженийответственность виновных в этом лиц наступает в зависимости от конкретных обстоятельств дела за злоупотребление служебным положением или по другим статьям Уголовного кодекса

Приписки и искажения отчетности следует отличать от несвоевременного представления отчетности. В этих случаях ответственность наступает за должностные преступления.

Субъектами рассматриваемого преступления могут быть только должностные лица, полномочные по закону представ­лять документы государственной отчетности. В частности, в Управлении начальника работ такие акты подписывают и представляют в Министерство обороны начальник и главный бухгалтер УНР.

Наиболее распространенными способами приписок объема выполненных работ являются:

завышение объемов выполненных работ в самой форме государственной отчетности. Эта приписка совершается непо­средственно в форме государственной отчетности путем уве­личения физических объемов и, как правило, лицами, состав­ляющими эту форму отчетности;

завышение объемов и стоимости подрядных строитель­но-монтажных работ в сметной документации, общей стоимо­сти монтажных работ; применение завышающих единичных расценок, увеличение трудоемкости работ и т. д.;

завышение в калькуляциях сметной стоимости челове­ко-дня инженерно-технического персонала. Стоимость чело­веко-дня каждого специалиста определяется составляемой и согласованной индивидуальной калькуляцией исходя из видов затрат. Для строительно-подрядных организаций такими за­тратами являются: основная заработная плата специалиста, установленная для каждого вида работ, нормы накладных рас­ходов и плановые накопления.

Поскольку объем выполненных работ определяется исходя из стоимости человеко-дня по фактически отработанному спе­циалистами времени, то завышение калькуляции приводит и к завышению самих объемов;