Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике, страница 157

Содержание действий следователя на первоначальном н последующем этапах работы по уголовному делу обусловлива­ется сложившейся следственной ситуацией.

К распространенной относится исходная ситуация, когда сведения о недавно совершенном дорожно-транспортном про­исшествии поступают в военную прокуратуру вскоре после события, а его участники и транспортные средства находятся на месте события. Содержание (программа) действий следо­вателя при этом включает:

1) выезд на место происшествия и его осмотр;

2) допросы свидетелей-очевидцев, потерпевших;

3) допрос водителя (на месте происшествия), изъятие у него водительских документов;

4) судебно-медицинскую экспертизу или освидетельствова­ние водителя (и старшего машины) на предмет установления алкогольного (наркотического) опьянения;

5) изъятие и осмотр одежды потерпевшего;

6) принятие мер к оказанию медицинской помощи или отправке трупа в судебно-медицинскую лабораторию.

Указанные действия необходимо проводить «по горячим следам» и, кроме того, одновременно, поэтому в рассматри­ваемой ситуации на место события выезжает, как правило, группа работников военной прокуратуры во главе с военным прокурором или его заместителем (помощником). Участники группы и привлекаемые специалисты работают параллельно под координирующим началом руководителя.

Ситуация расследования видоизменяется в случае, если водитель пешим порядком или на автомобиле скрылся с места происшествия: наряду с осмотром последнего одновременно организуются розыскные мероприятия с целью установления маршрута движения или места нахождения транспортного средства и его водителя.

Содержательная часть деятельности следователя на после­дующем этапе работы по уголовному делу направлена на за­крепление имеющихся доказательств и на преобразование криминалистически значимой информации, полученной в ходе осмотра места происшествия, допросов, в доказательства.

В рамках данного этапа проводятся следственный экспе­римент, очные ставки, направляются различные запросы (на­пример, о состоянии метеоусловий в конкретной местности в данное время), изучаются разнообразные документы, назна­чаются автотехническая, судебно-медицинская, криминалисти­ческая, товароведческая и другие экспертизы.

К числу типичных относится ситуация, характеризуемая тем, что материалы административного расследования о дорожно-транспортном происшествии поступают в военную про­куратуру по истечении определенного времени. Действия следователя в таком случае предполагают прежде всего их изучение с тем, чтобы получить о событии возможно более полное представление. Материалы административного рассле­дования содержат: протокол о дорожно-транспортном проис­шествии установленной формы (акт осмотра места происшест­вия с автомобильной техникой), схему происшествия, объясне­ния водителя, потерпевшего, свидетелей, акт медицинского ос­видетельствования водителя, акт осмотра и проверки техни­ческого состояния автомобиля, оправку о происшествии с автомобильной техникой, удостоверение водителя, технический паспорт автомобиля и путевой лист (если имело место проис­шествие с автомобилем, принадлежащим организации, воин­ской части)[40]. Информация, полученная в результате изучения материалов расследования, проведенного работниками ВАИ или ГАИ, кладется в основу разработки плана первоначаль­ных следственных и иных мероприятий. В плане предусматри­ваются следующие следственные и другие действия:

1) допросы водителя, потерпевшего и свидетелей;

2) допросы лиц, которые осматривали место происшествия и принимали участие в этом (инспекторов ВАИ и ГАИ, поня­тых); необходимость в допросе лиц указанной категории воз­никает нередко и обусловлена недостаточным уровнем квали­фикации инспекторов, что приводит к неполноте и неточности при составлении протокола и схемы дорожно-транспортного происшествия;

3) истребование медицинских документов (выемка либо получение выписок из историй болезни, карты амбулаторного больного, медицинской книжки) в учреждениях, куда обра­щался за помощью пострадавший после аварии;

4) осмотр места происшествия с участием водителя, потерпевшего, свидетелей с целью выяснения либо уточне­ния обстоятельства и механизма события, обнаружения его следов;

5) осмотр автомобиля, которым управлял водитель в мо­мент происшествия.

На последующем этапе расследования объем работы, про­водимой следователем, аналогичен изложенному применитель­но к первой ситуации и предполагает—в зависимости от обстоятельств — проведение различных экспертиз, эксперимен­тов и т. д.

§3. ТАКТИКА СЛЕДСТВЕННЫХ И ИНЫХ ДЕЙСТВИЙ

1. Осмотр места дорожно-транспортного происшествии.

Осмотр проводится в любой ситуации независимо от времени, прошедшего с момента события, и является важным способом собирания' доказательств; в ходе его решаются следующие задачи:

—получение данных относительно обстановки места про­исшествия,' информативного материала- для выдвижения след­ственных и розыскных версий;

—выяснение механизма и характера события, роли каж­дого из всех участников (моделирование происшествия);

— обнаружение, закрепление и изъятие следов всех видов на дороге, автомобиле, трупе;

— фиксация и предварительная экспресс-проверка техни­ческого состояния транспортного средства.

До выезда на место происшествия следователь выполняет ряд действий подготовительного характера, в число которых могут 'быть включены следующие:

а) выдача органу дознания заданий, распоряжений относительно принятия мер по охране места происшествия и сохране­нию обстановки на нем, организации объезда, установлению очевидцев события, оказанию помощи пострадавшим, прибы­тию дознавателя воинской части, розыску водителя и машины;