Содержание действий следователя на первоначальном н последующем этапах работы по уголовному делу обусловливается сложившейся следственной ситуацией.
К распространенной относится исходная ситуация, когда сведения о недавно совершенном дорожно-транспортном происшествии поступают в военную прокуратуру вскоре после события, а его участники и транспортные средства находятся на месте события. Содержание (программа) действий следователя при этом включает:
1) выезд на место происшествия и его осмотр;
2) допросы свидетелей-очевидцев, потерпевших;
3) допрос водителя (на месте происшествия), изъятие у него водительских документов;
4) судебно-медицинскую экспертизу или освидетельствование водителя (и старшего машины) на предмет установления алкогольного (наркотического) опьянения;
5) изъятие и осмотр одежды потерпевшего;
6) принятие мер к оказанию медицинской помощи или отправке трупа в судебно-медицинскую лабораторию.
Указанные действия необходимо проводить «по горячим следам» и, кроме того, одновременно, поэтому в рассматриваемой ситуации на место события выезжает, как правило, группа работников военной прокуратуры во главе с военным прокурором или его заместителем (помощником). Участники группы и привлекаемые специалисты работают параллельно под координирующим началом руководителя.
Ситуация расследования видоизменяется в случае, если водитель пешим порядком или на автомобиле скрылся с места происшествия: наряду с осмотром последнего одновременно организуются розыскные мероприятия с целью установления маршрута движения или места нахождения транспортного средства и его водителя.
Содержательная часть деятельности следователя на последующем этапе работы по уголовному делу направлена на закрепление имеющихся доказательств и на преобразование криминалистически значимой информации, полученной в ходе осмотра места происшествия, допросов, в доказательства.
В рамках данного этапа проводятся следственный эксперимент, очные ставки, направляются различные запросы (например, о состоянии метеоусловий в конкретной местности в данное время), изучаются разнообразные документы, назначаются автотехническая, судебно-медицинская, криминалистическая, товароведческая и другие экспертизы.
К числу типичных относится ситуация, характеризуемая тем, что материалы административного расследования о дорожно-транспортном происшествии поступают в военную прокуратуру по истечении определенного времени. Действия следователя в таком случае предполагают прежде всего их изучение с тем, чтобы получить о событии возможно более полное представление. Материалы административного расследования содержат: протокол о дорожно-транспортном происшествии установленной формы (акт осмотра места происшествия с автомобильной техникой), схему происшествия, объяснения водителя, потерпевшего, свидетелей, акт медицинского освидетельствования водителя, акт осмотра и проверки технического состояния автомобиля, оправку о происшествии с автомобильной техникой, удостоверение водителя, технический паспорт автомобиля и путевой лист (если имело место происшествие с автомобилем, принадлежащим организации, воинской части)[40]. Информация, полученная в результате изучения материалов расследования, проведенного работниками ВАИ или ГАИ, кладется в основу разработки плана первоначальных следственных и иных мероприятий. В плане предусматриваются следующие следственные и другие действия:
1) допросы водителя, потерпевшего и свидетелей;
2) допросы лиц, которые осматривали место происшествия и принимали участие в этом (инспекторов ВАИ и ГАИ, понятых); необходимость в допросе лиц указанной категории возникает нередко и обусловлена недостаточным уровнем квалификации инспекторов, что приводит к неполноте и неточности при составлении протокола и схемы дорожно-транспортного происшествия;
3) истребование медицинских документов (выемка либо получение выписок из историй болезни, карты амбулаторного больного, медицинской книжки) в учреждениях, куда обращался за помощью пострадавший после аварии;
4) осмотр места происшествия с участием водителя, потерпевшего, свидетелей с целью выяснения либо уточнения обстоятельства и механизма события, обнаружения его следов;
5) осмотр автомобиля, которым управлял водитель в момент происшествия.
На последующем этапе расследования объем работы, проводимой следователем, аналогичен изложенному применительно к первой ситуации и предполагает—в зависимости от обстоятельств — проведение различных экспертиз, экспериментов и т. д.
§3. ТАКТИКА СЛЕДСТВЕННЫХ И ИНЫХ ДЕЙСТВИЙ
1. Осмотр места дорожно-транспортного происшествии.
Осмотр проводится в любой ситуации независимо от времени, прошедшего с момента события, и является важным способом собирания' доказательств; в ходе его решаются следующие задачи:
—получение данных относительно обстановки места происшествия,' информативного материала- для выдвижения следственных и розыскных версий;
—выяснение механизма и характера события, роли каждого из всех участников (моделирование происшествия);
— обнаружение, закрепление и изъятие следов всех видов на дороге, автомобиле, трупе;
— фиксация и предварительная экспресс-проверка технического состояния транспортного средства.
До выезда на место происшествия следователь выполняет ряд действий подготовительного характера, в число которых могут 'быть включены следующие:
а) выдача органу дознания заданий, распоряжений относительно принятия мер по охране места происшествия и сохранению обстановки на нем, организации объезда, установлению очевидцев события, оказанию помощи пострадавшим, прибытию дознавателя воинской части, розыску водителя и машины;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.