При расследовании взрывов на объектах, когда непосредственная причина была связана с производственной деятельностью, техническая экспертиза разрешает следующие вопросы: возможен ли взрыв имеющегося на объекте сырья, готовой! продукции или топлива от электрической искры, удара, трения<| соприкосновения с нагретыми поверхностями, от воздействия! солнечных лучей, тепла, выделившегося при химическом процессе; при каких условиях данное вещество или данная газо-, паро- или пылевоздушная смесь может взорваться; где расположен очаг взрыва; не совершен ли взрыв с помощью специально принесенных на объект подрывных средств.
Если возникает обоснованное предположение, что взрыв произошел в результате нарушений, допущенных в процессе проектирования или строительства объекта либо при составлении технологического регламента производства, то на разрешение технической экспертизы ставятся вопросы: правильно ли составлен технический проект и рабочие чертежи данного объекта, не допущено ли от них отступление в процессе строительства и т. д.
Для проведения пиротехнической и судебно-технической экспертизы привлекаются сотрудники Инспекции котлонадзора Министерства обороны РФ, специалисты минно-взрывного дела, пиротехники, инженеры-технологи, химики, электрики, строители, пожарно-технические эксперты и другие специалисты. В их распоряжение предоставляются необходимая проектная документация, технические расчеты, технологические регламенты, документы, в которых отражена подготовленность технического персонала, нормативные материалы (инструкции, приказы), протокол осмотра места происшествия с приложениями, остатки устройств и приспособлений для взрыва! и т. д.
В необходимых случаях по делу проводятся различные виды криминалистической экспертизы (судебно-трасологическая, дактилоскопическая, лакокрасочных материалов) и другие следственные действия.
§ 4.ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПОЖАРОВ
НА КОРАБЛЯХ И СУДАХ ВМФ РФ
Пожары на кораблях существенно отличаются от пожаров на открытых территориях и в помещениях других воинских частей. Они всегда являются реальной угрозой живучести загоревшегося корабля, тем более что в силу специфики морской службы его личный состав в большинстве случаев лишен возможности использовать при тушении пожара постороннюю помощь, дополнительные силы и средства специальных частей пожарной охраны. Кроме того, изолированность и труднодоступность ряда помещений корабля нередко препятствуют своевременному выявлению начавшегося пожара, поэтому огонь обычно уже успевает набрать значительную силу и причинить существенные повреждения. Борьба с пожаром часто бывает затруднена и сложившимися метеорологическими и навигационными условиями плавания. В результате корабельные пожары редко обходятся без человеческих жертв, немало загоревшихся кораблей гибнет. Все это свидетельствует о повышенной опасности корабельных пожаров, диктует настоятельную необходимость тщательного расследования каждого такого чрезвычайного происшествия с целью выявления и устранения его причин, установления и привлечения к ответственности виновных лиц.
Успех расследования уголовных дел рассматриваемой категории во многом зависит от того, насколько хорошо следователь разбирается в вопросах, связанных с обеспечением пожарной безопасности на корабле и организацией борьбы за его живучесть. Поэтому, приступая к расследованию, необходимо дополнительно к указанным выше нормативным актам изучить следующие документы: Корабельный устав ВМФ РФ, Руководство по борьбе за живучесть надводного (подводного) корабля, наставления и руководства по боевому использованию оружия и технических средств, правила по эксплуатации соответствующего оборудования (например, электрооборудования корабля), расписание по борьбе за живучесть корабля (составляется 'на .каждом корабле с учетом имеющихся особенностей и находится в книге корабельных расписаний).
Наиболее распространенными причинами пожаров на кораблях является неосторожное обращение с источниками открытого огня и нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации того или иного оборудования, агрегатов и механизмов. Однако, начиная производство по делу, следователь, как правило, не располагает информацией о. причинах возгорания и о виновных лицах. Поэтому при планировании расследования он исходит из приведенных выше типичных общих версий.
Комплексы осуществляемых в данной ситуации первоначальных и последующих действий аналогичны рассмотренным в предыдущих параграфах настоящей главы: на первоначальном этапе расследования их составляют осмотр места происшествия, изъятие и осмотр необходимых документов, допросы очевидцев и пострадавших, проведение судебно-медицинской и судебно-химической экспертиз; на последующем—допросы должностных лиц, ответственных за соблюдение правил противопожарной безопасности и организацию борьбы за живучесть корабля, проведение судебных пожарно-технической и товароведческой экспертиз и соответствующих действий, связанных с окончанием расследования. Однако содержание большинства из перечисленных действий отличается определенными особенностями.
Наиболее важным и в то же время наиболее сложным следственным действием по этим делам является осмотр места происшествия. Важность осмотра заключается в том, что;
посредством его проведения можно определить очаг пожара и выявить реальные причины возгорания. Кроме того, осмотр позволяет установить динамику развития пожара и получить данные, необходимые для оценки правильности предпринятых действий по его тушению. Трудность осмотра обусловлена;
необходимостью производства в его рамках сплошного исследования большого количества различных объектов на значительной площади. Осложняется он еще и тем, что к его началу обстановка места происшествия, как правило, подвергается определенным изменениям в результате пожаротушения и последующего восстановительного ремонта, необходимого для доставки корабля в базу. Поэтому перед тем, как приступить к осмотру, целесообразно кратко опросить очевидцев об этих| обстоятельствах, а также о том, когда и откуда начался пожар, как он развивался. Такой опрос позволяет следователю сориентироваться в обстановке и правильно спланировать предстоящий осмотр места пожара.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.