8. Допрос лиц суточного наряда о всех передвижениях на территории части в период времени, примерно совпадающий со временем совершения хищения.
9. Допрос материально ответственных лиц по вопросам:
какие предметы вооружения и другое имущество похищено, в каком количестве, их общие и индивидуальные признаки; какие изменения обстановки, посторонние предметы и иные следы обнаружены в хранилище после совершения хищения и др.
10. Допрос лиц, производивших какие-либо работы в хранилищах или находившихся там по разным причинам, неоднократно находившихся в составе караула, суточного наряда в период времени, предшествовавший обнаружению хищения, по вопросам: как и по какому принципу формировался состав рабочих команд, караула, суточного наряда; не стремился ли кто-либо из военнослужащих попасть в их состав; кто систематически заступал на пост по охране хранилища, не стремился ли кто-либо нести службу именно на этом посту.
11. При необходимости изъятие и осмотр одежды этих лиц.
Розыскные и иные действия:
1. Физический розыск похищенных предметов вооружения.
В ходе физического розыска поиск должен проводиться в земле, снегу на территории поста по охране хранилища, из которого совершено хищение. Необходимо тщательно обследовать грибки часовых, пожарный инвентарь, пожарные щиты и др. На территории части поисковые мероприятия целесообразно проводить в первую очередь в подразделениях и в других служебных помещениях. Оружие следует искать в тайниках под досками пола, в проемах стен, в вентиляционных трубах. Необходимо также тщательно обследовать нежилые помещения (котельные, кочегарки), территорию автопарков, боевую технику и др.
2. Информировать об обстоятельствах хищения, виде и количестве похищенного оружия органы МВД, соответствующие службы безопасности, военного коменданта гарнизона, железнодорожной станции (водного участка), органы ГАИ, ВАИ по месту совершения хищения и организовать с ними взаимодействие.
3. Информировать работников близлежащих почтовых отделений о хищении предметов вооружения с целью недопущения их отправки по почте.
4. Если круг заподозренных лиц не установлен, необходимо по согласованию с командованием и с участием медицинского персонала части провести визуальные осмотры военнослужащих при основании полагать, что преступник, совершая хищение, причинил себе телесные повреждения, порвал одежду, испачкался в краске и т. п.
Для этого можно использовать медицинские обследования, банно-прачечное обслуживание, утренние осмотры, проводимые в рамках требований Устава внутренней службы.
5. Поручить работникам служб безопасности проведение оперативно-розыскных мер, направленных на установление лиц, проявлявших повышенный интерес к оружию и другие улики поведения, то есть такие действия и импульсивные поступки заподозренного, которые свидетельствуют о его причастности к совершению преступления. Уликами поведения могут являться: повышенный интерес к оружию, в том числе и к типу похищенного, высказывание намерений приобрести оружие для каких-нибудь целей, высказывание намерений отличиться по службе, получить поощрения за действия по розыску похищенных предметов вооружения; направление писем следователю (в том числе и анонимных) с указанием на возможные места нахождения похищенных предметов вооружения, попытки сблизиться с лицами, ведающими хранением оружия, а также с лицами, имеющими отношение к охране объектов с вооружением, и др.
6. Обратиться за помощью к армейской и флотской общественности при выступлении на собраниях личного состава части, по радио, в ходе бесед с сержантским и офицерским составом.
7. Истребовать у командира части сведения о всех военнослужащих срочной службы, находившихся в период времени, примерно совпадающий со временем совершения преступления, вне подразделений, о всех военнослужащих, рабочих и служащих армии, имевших доступ на объекты с вооружением (кладовщиках, складских рабочих, получателях, сдатчиках оружия и боеприпасов); о всех военнослужащих, выполнявших ранее какие-либо работы по обслуживанию предметов вооружения в хранилище; о всех военнослужащих, рабочих и служащих, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности за совершение имущественных и других преступлений и привлекавшихся к административной ответственности за браконьерство.
Если таких сведений у командования не окажется, необходимо установить перечисленных лиц следственным путем, то есть в ходе допросов и других следственных действий.
Как уже отмечалось, хищения, относящиеся ко второй типичной следственной ситуации, представляют наибольшую сложность для расследования, поскольку следователь не располагает какими-либо данными о способе совершения преступления, о времени его совершения, о лицах, причастных к его совершению. Речь идет о так называемом «расследовании недостач».
Традиционно при раскрытии хищений, относящихся к этой типичной следственной ситуации, рекомендовалась первоочередная проверка версии о причастности к совершению преступления материально ответственных лиц. Это верная рекомендация, но изучение следственной практики показывает, что она нуждается в некоторых дополнениях. В частности, необходимо отрабатывать версии о причастности лиц, выполнявших различные работы в хранилищах (в том числе сопровождавших предметы вооружения во время перевозок, о причастности членов внутрипроверочных комиссий), то есть лиц, имевших беспрепятственный доступ к предметам вооружения. Это же относится и к дежурным и дневальным по подразделениям, дежурным по части, штабу, их помощникам, посыльным в случаях хищений из комнат для хранения оружия и из сейфов в служебных помещениях.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.