— предотвращение перемещения обнаруженных объектов осмотра (включая тела погибших и их личные вещи);
— установка хорошо видимых отметок (флажков, колышков и т. п.) в местах обнаружения объектов, а также следов, оставленных летательным аппаратом на местности.
Часть личного состава (лучше офицеров или прапорщиков) необходимо направить для проведения опросов жителей близлежащих населенных пунктов или домов и поиска .очевидцев, наблюдавших развитие и ход происшествия (откуда .появился аппарат, горел ли, какие были звуки, отделялось ли что от него и другие вопросы). Фамилии и местожительство таких очевидцев фиксируются для их возможного вызова на допрос в качестве свидетелей.
Как показывает опыт, очень важным является соблюдение всеми лицами, выполняющими работы на месте летного происшествия, мер предосторожности и безопасности при обращении с объектами разрушенного летательного аппарата, так как среди них часто бывают токсичные, взрывоопасные, радиоактивные вещества. В практике известны случаи выполнения таких работ в спецодежде и других средствах защиты.
В зависимости от характера летного происшествия и места его нахождения можно .различать .следующие разновидности осмотров места происшествия (летного):
а) осмотр места летного происшествия, произошедшего на этапе взлета летательного аппарата;
б) осмотр места летного происшествия, произошедшего на этапах полета (полета в зону на пилотаж, на групповую слетанность в составе пары или звена, по маршруту, на боевое применение средств поражения, боевое маневрирование и др.);
в) осмотр места летного происшествия при посадке самолета.
Каждый из видов осмотра имеет свои тактические особенности, но во всех случаях при подготовке к осмотру необходимо иметь следующие начальные сведения:
— с каким летательным аппаратом произошло происшествие (тип, модификация и номер машины);
— в чем выразилось происшествие, какие предварительные данные о последствиях от него;
— где находится место происшествия;
— состав экипажа и его командир;
— каков был характер полетов;
— кто руководил полетами.
В зависимости от характера летного происшествия следователю может понадобиться карта местности, которая будет необходима для ориентирования на местности и для нанесения на нее схемы места происшествия. Такую карту можно получить в штабе воинской части, в которой произошло происшествие.
Обязательным средством фиксации обстановки места летного происшествия является фотосъемка. Вначале делаются ориентирующие снимки. Хорошие результаты получаются при съемке с высоты, с борта вертолета. Затем фотографируются отдельные узлы места происшествия (следы от удара на местности, воронки, взаимное расположение и состояние обломков, положение органов управления, позы трупов и др.), а также делаются детальные снимки отдельных агрегатов, следов повреждений и т. п.
В последние годы для фиксации успешно применяется видеосъемка, имеющая большие возможности по сравнению с фотосъемкой (цвет, динамика, синхронная запись звука и изображения, возможность сделать цветную фотографию с любого кадра).
Во всех инструкциях и методиках расследования летных происшествий, имеющихся в современной авиации, категорически запрещается что-либо перемещать на месте происшествия до фотографирования. Даже в случаях, когда летательный аппарат, потерпевший аварию или катастрофу, находится на взлетно-посадочной полосе, железнодорожной, шоссейной или какой-либо другой транспортной коммуникации и препятствует их функционированию, необходимо сфотографировать и нанести на схему-карту обломки и другие вещественные доказательства до начала работ по уборке и перемещению их.
Основная задача при осмотре места летного происшествия заключается в изучении и фиксации обстановки, положения разрушенных частей и трупов, поиске на них следов, по которым можно установить причину летного происшествия.
Независимо от характера разрушения проводится осмотр летательного аппарата или частей, оставшихся от него. Необходимо осмотреть кабину экипажа, органы управления, шасси, фюзеляж, силовые установки, винты, топливно-маслогидравлическую, кислородную, а также электрическую системы.
При осмотре исследуется и фиксируется положение, в котором находились осматриваемые узлы, детали, переключатели, характер их повреждений, дефектов, коррозии и др. Основное:
внимание должно быть обращено на отыскание таких деталей, разрушение которых не было следствием удара о землю.
Надо иметь в виду, что показания некоторых приборов после аварийного отключения питания могут автоматически фиксироваться. Иногда во время удара о землю стрелки приборов, покрытые светящимся составом, «отпечатываются» на стекле, что может быть обнаружено и зафиксировано путем осмотра с ультрафиолетовым осветителем. Исследование авиационных приборов позволяет установить режим работы систем, скорость и направление полета, высоту, а также в ряде случаев поведение членов экипажа.
Отысканию, осмотру и последующей дешифровке подлежит бортовое устройство регистрации полетной информации (БУР), так называемый «черный ящик», в котором автоматический (без участия летчика) фиксируются высота и скорость полета, условия работы двигателей, действия экипажа с органами управления и т. п.
Узлы, агрегаты и детали, имеющие признаки неисправности и следы повреждений, которые могли возникнуть в полете, подлежат после описания в протоколе и фотографирования изъятию и упаковке для последующей экспертизы.
Если в самолете осталось топливо, смазочные материалы, кислород или другие технические жидкости и газы, то рекомендуется изъять их пробы, чтобы затем можно было бы провести экспертизу их качества и кондиционность.
В случае обнаружения на частях аппарата следов крови фиксируется их форма и местоположение. Обнаружение крови на внешних поверхностях самолета может свидетельствовать о возможном столкновении в воздухе с птицей.
Порядок, технические особенности осмотра летательного! аппарата или частей, оставшихся от него, необходимо согласовывать со специалистами из комиссии.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.