Строгое соблюдение порядка подготовки к полетам и их проведения лежит в основе обеспечения безопасности эксплуатации самолетов, вертолетов и других летательных аппаратов. Этот порядок определяется рядом нормативных актов, таких как Основные правила полетов в воздушном пространстве авиации всех ведомств (ОПП), Наставление по производству полетов авиации (НПП), Наставление по штурманской службе авиации (НШС), Наставление по инженерно-авиационной службе (НИАС), Наставление по метеорологической службе (НМС), инструкции летчику на данный тип самолета (ИЛ), инструкции аэродрома, аэроузла и воздушных зон, единый регламент технической эксплуатации (ЕРТЭ) и другие нормативные акты.
Нарушение правил полетов или подготовки к ним могут быть причиной летных происшествий наряду с такими причинами, как некачественный ремонт на авиационных предприятиях или выпуск недоброкачественной продукции авиационной промышленностью.
Летным происшествием называют такое происшествие, которое имело место с момента запуска двигателя на стоянке самолета, при выполнении полета и до момента выключения мотора на стоянке после полета. Летные происшествия подразделяются на катастрофы, аварии и поломки.
Катастрофой признается такое летное происшествие, которое повлекло выход из строя летательного аппарата и гибель членов экипажа или иных лиц, находившихся на борту воздушного судна.
Аварией признается разрушение самолета без гибели людей.
Под поломкой понимается повреждение самолета, которое можно устранить ремонтом.
Из изложенного совершенно ясно, что уголовная ответственность может наступить не во всех случаях летных происшествий. Закон предусматривает уголовную ответственность только за такие происшествия, которые повлекли катастрофу и другие тяжкие последствия. Следует уточнить, что к другим тяжким последствиям могут быть отнесены:
— телесные повреждения (в том числе легкие с кратковременным расстройством здоровья), причиненные лицам, находившимся на борту;
— гибель людей или причинение телесных повреждений лицам, находившимся на земле в месте падения или посадки летательного аппарата;
— авария при повреждении самолета до полной непригодности;
— поломки, требующие для ремонта самолета значительных материальных затрат;
— уничтожение или повреждение имущества граждан, общественных или государственных организаций в крупных размерах во время происшествия, а также в месте падения или аварийной посадки машины.
Летные происшествия, как правило, отличаются внезапностью возникновения и скоротечностью, отсутствием или малым количеством свидетелей, сложностью технических и специальных вопросов, связанных с эксплуатацией летной техники, тяжелыми последствиями. Все это усложняет установление причин и виновных в происшествии, повышает доказательственное значение документов и вещественных доказательств при расследовании уголовных дел данной категории. Особое значение для расследования летных происшествий имеют специальные познания в области авиационной техники, а также ее эксплуатации. В связи с этим все летные происшествия в обязательном порядке расследуются комиссией, назначаемой приказом соответствующего командования. В особо тяжелых случаях такое административное или служебное расследование проводит комиссия Центра безопасности полетов, находящегося в Москве, с привлечением специалистов из Научно-исследовательского института эксплуатации и ремонта авиатехники (г. Люберцы Московской области).
При проведении служебного расследования комиссия руководствуется единой Инструкцией по расследованию летных происшествий (1983)[48].
В связи с особым порядком расследования летных происшествий возбуждение уголовного дела и производство следственных действий по признакам нарушения правил полетов или подготовки к ним могут начинаться в следующих ситуациях:
1) решение о возбуждении дела принимается военным прокурором после окончания административного расследования и получения заключения комиссии, в котором установлены нарушения в действиях конкретных должностных лиц;
2) дело возбуждается в ходе служебного расследования с момента, когда признаки состава преступления становятся очевидными и нет необходимости дожидаться заключения комиссии;
3) уголовное дело возбуждается сразу после происшествия, и предварительное расследование проводится параллельно с работой административной комиссии.
Следует сразу отметить, что, несмотря на то, в какой из перечисленных ситуаций будет возбуждаться уголовное дело и начинаться предварительное расследование, во всех случаях летных происшествий, когда становится известным, где оно произошло, необходимо обеспечить участие работников военной прокуратуры в осмотре места происшествия, о чем до возбуждения уголовного дела должен быть составлен протокол. Такое участие позволяет сразу установить взаимодействие с административной комиссией, помочь ей в правильной фиксации юридических фактов и поиске обстоятельств, имеющих значение для установления истины по делу. Одновременно обеспечивается профессиональная оценка обнаруженных фактов с позиции наличия признаков преступления и необходимости возбуждения уголовного дела.
По делам о нарушении правил полетов или подготовки к ним подлежат выяснению и исследованию следующие вопросы:
а) когда, где, с каким летательным аппаратом произошло летное происшествие, связанное с нарушением правил полетов или подготовки к ним;
б) каковы характер происшествия и обстоятельства, при которых оно произошло (при выяснении обстоятельств устанавливается, на взлете, при заходе на посадку и самой посадке, в самом полете произошло происшествие, какое задание выполнял экипаж, как протекал полет, как развивался механизм летного происшествия и др.);
в) какие правила полетов или подготовки к ним нарушены, где зафиксированы и изложены эти правила, в чем конкретно выразились эти нарушения;
г) кто нарушил правила полетов или подготовки к ним, то есть кто из числа военнослужащих, на которых специально возложены обязанности по обеспечению полетов или подготовке к ним;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.