Информация такого плана может быть доведена до сведения прокурорско-следственных работников как в письменном виде, так и устно сослуживцами должностного лица, гражданами, сотрудниками органов внутренних дел.
Как правило, расхитители не знают о готовящихся в отношении их проверочных и следственных действиях и поэтому на первый план перед следователем выдвигается задача эффективного использования факторов внезапности и активности с целью создания информативной и доказательственной базы расследования. Особое значение имеет принятие решений о времени возбуждения уголовного дела и при возбуждении такового—о содержании и характере действий следователя (или прокурорско-следственной группы) на начальном этапе работы.
Прокурорско-следственная практика свидетельствует о том, что высокая результативность при решении задач уголовного судопроизводства на первой стадии расследования достигается в случае своевременной реализации тактической операции, направленной на создание условии для последующей целенаправленной, предметной деятельности следователя. Проверочные мероприятия, предшествующие операции, если в таковых имеется необходимость, проводятся скрытно от подозреваемых, в течение непродолжительного времени (от нескольких часов до 1 — 2 суток) и с целью получения подтверждения сведении относительно преступного характера деяний проверяемого лица. В рамках проверки в зависимости от содержания исходной информации проводятся опросы свидетелей, заявителей, изучение конкретных документов бухгалтерского учета, отражающих «движение» имущества по известному факту, эпизоду, проведение отдельных сверок между различными службами воинской части или между службой части и бухгалтерией довольствующего органа. Например, сопоставление учетных данных строевого отдела воинской части («суточной ведомости», приказа о перемещениях личного состава в интересующий следователя день или период времени) и сведений, содержащихся в учетных документах бухгалтерии продовольственной службы (книги учета движения питающихся, форма № 42), позволяет в ряде случаев устанавливать документальные признаки хищений продовольствия путем зачисления на довольствие на определенное время фактически не существующих военнослужащих или даже их команд («мертвых душ») и последующего изъятия продуктов из склада для себя или для других лиц.
При получении достаточных оснований прокурор или следователь возбуждает уголовное дело и немедленно реализует тактическую операцию алгоритмизированного типа, содержанием которой являются следующие следственные и иные действия:
1) обыски по месту жительства и работы подозреваемых;
2) выемка отчетных и учетных документов той службы воинской части, где работает подозреваемый, а также иных служб и отделов, деятельность которых связана с обеспечением имуществом, явившимся объектом посягательства;
3) выемка бухгалтерских документов довольствующей организации в части касающейся обеспечения имуществом конкретной воинской части;
4) осмотр помещений и объектов службы, склада;
5) назначение документальной ревизии деятельности службы и склада воинской части;
6) наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию лиц, подозреваемых в хищениях имущества;
7) допросы свидетелей из числа должностных лиц воинской части, работников бухгалтерии, военнослужащих, принимавших участие в работах с имуществом;
8) принятие решения о прослушивании и звукозаписи телефонных переговоров, ведущихся подозреваемым;
9) при определенных условиях, например в момент реализации похищенного имущества, может проводиться задержание «с поличным».
В любом случае, независимо от ситуации, складывающейся "а начальном этапе работы по уголовному делу, следователь обязан выполнить ряд действий подготовительного и организационного характера, реализация которых позволит осуществить расследование преступления наиболее оптимально, на надлежащей профессиональной основе, создать наряду с другими факторами тактическое преимущество следователя перед подозреваемым, повысить уровень информированности следователя по основным вопросам в той области материального снабжения, в которой совершено хищение и где предстоит сложная работа по собиранию доказательств.
Задачи, решаемые при этом, позволяют получить полное представление: а) о характере деятельности, структуре и штате воинской части и интересующих следствие службы, подразделения; б) о системе учета и отчетности, документообороте, отражающем порядок получения, хранения, расходования имущества; в) о фактически существующем порядке получения, хранения и расходования имущества; г) об источниках получения имущества, снабженческо-сбытовых связях с другими, в том числе сторонними организациями; д) об обязанностях должностных лиц по обеспечению воинской части тем или иным видом имущества.
Указанные задачи решаются путем изучения нормативно-правовых и подзаконных актов (уставов, положений, руководств), регламентирующих вопросы учета и расходования имущества, устанавливающих обязанности должностных лиц. Целесообразно ознакомиться с содержанием учебной и методической литературы по тематике исследования, например, учебниками и учебными пособиями, подготовленными авторами из военной академии тыла и транспорта Вооруженных Сил РФ, главных и центральных управлений Министерства обороны РФ, занимающихся вопросами обеспечения войск различными видами имущества.
Существенную роль играют консультации соответствующих специалистов, формы участия которых при выяснении обстоятельств преступления целесообразно впоследствии расширить:
привлекать их к работе по выемке и осмотру документов, а также проведению допросов обвиняемого. И, наконец, не следует забывать о собственно криминалистических рекомендациях относительно методик расследования различных видов хищений имущества, содержащихся в учебно-методических пособиях и статьях, опубликованных в специализированных сборниках Генеральной прокуратуры РФ, а также в алгоритмизированных программах в виде деловых игр либо в виде информационных справочных систем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.