Осмотр трупов производится по общим правилам с привлечением судебно-медицинского эксперта. Наружный осмотр трупов позволяет идентифицировать погибших, а также установить, кто на каких местах находился в момент происшествия. При этом исследуется и фиксируется:
— расположение трупов относительно окружающих их предметов и обстановки;
— повреждения на трупе;
— поза трупов;
— пол и возраст (на вид);
— особые приметы на теле погибших (прижизненные шрамы, рубцы, состояние зубного аппарата, татуировки, родимые
пятна и др.);
— предметы одежды (вид, цвет, размер, повреждения
и т. п.);
— содержимое карманов.
Должны быть также осмотрены парашюты, зафиксированы их номера и установлено, за кем из членов экипажа они закреплены.
Если летчик успел покинуть самолет, но погиб при парашютировании, труп осматривается отдельно. Одновременно осматриваются кресло и парашют.
В задачу осмотра места летного происшествия входит осмотр и изъятие документации, сохранившейся на борту воздушного судна:
а) судовых документов (свидетельство о регистрации воздушного судна, удостоверение о годности к полетам, бортовой журнал, список пассажиров, документы на перевозимые грузы);
б) полетных документов (задание на полет, полетные карты, сборник аэронавигационных данных, план полетов, штурманский навигационный бортжурнал и др.).
Осмотр местности в районе летного происшествия проводится с учетом того, на каком этапе полета оно произошло. Чаще всего сначала изучается место падения воздушного судна на землю (воронка), а затем производится поиск и выявление следов летного происшествия на деревьях, домах и других объектах, находящихся в границах места летного происшествия.
—-| Для полноты осмотра места летного происшествия возможно проведение исследования специальных объектов, хотя и не находящихся на месте происшествия, но имеющих с ним непосредственную связь:
а) радиолокаторов, радиопеленгаторов, средств связи, журналов и формуляров на эту аппаратуру на командно-диспетчерских пунктах;
б) фоторегистратора экрана посадочного и обзорного радиолокаторов. При этом проверяется, сделаны ли с фотопленки фотоснимки экрана. Фотопленка и отпечатки изымаются и приобщаются к делу;
в) приводных радиомаяков;
г) метеорологического пункта аэродромного узла и документации на нем.
Особенности осмотра места летного происшествия, произошедшего при взлете воздушного судна.
В подобных случаях следы происшествия будут находиться; на взлетно-посадочной полосе (ВПП) или в непосредственной близости от нее по направлению взлета. Границами осмотра, как правило, охватывается пространство, включающее место стоянки, рулежную дорожку (РД), ВПП и место падения летательного аппарата.
При осмотре ВПП и РД обращается особое внимание на их состояние, неисправности, нахождение на них посторонних; предметов, которые могли явиться причинами происшествия.
Если летное происшествие произошло за пределами ВПП, то осмотр производится по линии взлета и включает в себя осмотр деревьев, антенн, различных строений и иных преград с целью обнаружения на них следов касания с летным аппаратом, что может затем помочь в установлении высоты и угла падения самолета или его частей.
Особенности осмотра места летного происшествия, произошедшего при выполнении посадки.
В этом случае осмотр будет включать в себя исследование и фиксацию мест касания шасси или других частей самолета с ВПП, а также следов на деревьях, зданиях, вышках, по которым можно определить траекторию и скорость снижения.
При осмотре самого воздушного судна (его частей) необходимо обратить внимание на остаток горючего в топливной системе; в каком положении находится кран уборки и выпускав шасси; на состояние тормозных парашютов; на положение закрылков; состояние покрышек колес и др.
В тех случаях, если есть основания полагать, что самолет был разрушен в воздухе взрывным устройством, в ходе осмотра необходимо взять пробы (соскобы) налетов вместе с краской и копотью для последующего исследования на выявление остатков взрывчатых веществ.
Одновременно с осмотром и другими мероприятиями тактической комбинации в целях предупреждения утраты или внесения изменений производится выемка и осмотр документов, имеющих отношение к полету и подготовке к нему, в различных службах воинской части, где произошло происшествие.
К таким документам относятся:
— летные книжки членов экипажа, в которых записываются выполненные полеты, допуск к полетам и другие данные;
--- журналы лиц группы руководства и обеспечения полетов;
--- рабочие тетради предполетной подготовки экипажа;
--- журнал допуска летного состава к полетам;
--- медицинские книжки членов экипажа;
--- протокол объективного контроля с пленкой записи параметров полета и переговоров экипажа с руководителями полета;
--- фотоснимки, кино- и магнитофонные пленки систем объективного контроля;
--- аппаратные журналы радиообмена;
--- радиолокационная проводка полета;
--- плановая таблица полетов, в которой имеется отметка о проверке готовности к полетам и подписи должностных лиц;
--- формуляр самолета;
--- журнал подготовки самолета;
--- контрольные листы готовности самолета;
--- документация на горюче-смазочные материалы и кислород, которыми был заправлен самолет;
--- метеобюллетень и другие документы.
Все эти документы осматриваются с привлечением специалистов из числа членов комиссии.
Фиксация результатов проведения тактической комбинации производится в виде протоколов осмотра и выемки, актов, фототаблиц, видеопленки.
Все изъятые объекты, следы и документы упаковываются, опечатываются и хранятся до момента экспертного исследования, а также решения по делу в комиссии, а если следствие будет вестись параллельно, то у следователя военной прокуратуры.
После получения результатов тактической комбинации, связанной с осмотром места летного происшествия и другими неотложными мероприятиями, работа следователя по установлению причины летного происшествия и его виновников может быть спланирована по трем направлениям:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.