Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике, страница 168

Осмотр трупов производится по общим правилам с привле­чением судебно-медицинского эксперта. Наружный осмотр трупов позволяет идентифицировать погибших, а также уста­новить, кто на каких местах находился в момент происшест­вия. При этом исследуется и фиксируется:

— расположение трупов относительно окружающих их предметов и обстановки;

— повреждения на трупе;

— поза трупов;

— пол и возраст (на вид);

— особые приметы на теле погибших (прижизненные шра­мы, рубцы, состояние зубного аппарата, татуировки, родимые

пятна и др.);

— предметы одежды (вид, цвет, размер, повреждения

и т. п.);

— содержимое карманов.

Должны быть также осмотрены парашюты, зафиксированы их номера и установлено, за кем из членов экипажа они закреплены.

Если летчик успел покинуть самолет, но погиб при пара­шютировании, труп осматривается отдельно. Одновременно осматриваются кресло и парашют.

В задачу осмотра места летного происшествия входит ос­мотр и изъятие документации, сохранившейся на борту воз­душного судна:

а) судовых документов (свидетельство о регистрации воз­душного судна, удостоверение о годности к полетам, бортовой журнал, список пассажиров, документы на перевозимые грузы);

б) полетных документов (задание на полет, полетные кар­ты, сборник аэронавигационных данных, план полетов, штур­манский навигационный бортжурнал и др.).

Осмотр местности в районе летного происшествия прово­дится с учетом того, на каком этапе полета оно произошло. Чаще всего сначала изучается место падения воздушного суд­на на землю (воронка), а затем производится поиск и выявле­ние следов летного происшествия на деревьях, домах и других объектах, находящихся в границах места летного происше­ствия.

—-| Для полноты осмотра места летного происшествия возмож­но проведение исследования специальных объектов, хотя и не находящихся на месте происшествия, но имеющих с ним непосредственную связь:

а) радиолокаторов, радиопеленгаторов, средств связи, журналов и формуляров на эту аппаратуру на командно-ди­спетчерских пунктах;

б) фоторегистратора экрана посадочного и обзорного ра­диолокаторов. При этом проверяется, сделаны ли с фотопленки фотоснимки экрана. Фотопленка и отпечатки изымаются и приобщаются к делу;

в) приводных радиомаяков;

г) метеорологического пункта аэродромного узла и документации на нем.                                        

Особенности осмотра места летного происшествия, произошедшего при взлете воздушного судна.

В подобных случаях следы происшествия будут находиться; на взлетно-посадочной полосе (ВПП) или в непосредственной близости от нее по направлению взлета. Границами осмотра, как правило, охватывается пространство, включающее место стоянки, рулежную дорожку (РД), ВПП и место падения летательного аппарата.                                    

При осмотре ВПП и РД обращается особое внимание на их состояние, неисправности, нахождение на них посторонних; предметов, которые могли явиться причинами происшествия.

Если летное происшествие произошло за пределами ВПП, то осмотр производится по линии взлета и включает в себя осмотр деревьев, антенн, различных строений и иных преград с целью обнаружения на них следов касания с летным аппара­том, что может затем помочь в установлении высоты и угла падения самолета или его частей.

Особенности осмотра места летного происшествия, про­изошедшего при выполнении посадки.

В этом случае осмотр будет включать в себя исследование и фиксацию мест касания шасси или других частей самолета с ВПП, а также следов на деревьях, зданиях, вышках, по ко­торым можно определить траекторию и скорость снижения.

При осмотре самого воздушного судна (его частей) необ­ходимо обратить внимание на остаток горючего в топливной системе; в каком положении находится кран уборки и выпускав шасси; на состояние тормозных парашютов; на положение закрылков; состояние покрышек колес и др.

В тех случаях, если есть основания полагать, что самолет был разрушен в воздухе взрывным устройством, в ходе осмотра необходимо взять пробы (соскобы) налетов вместе с крас­кой и копотью для последующего исследования на выявление остатков взрывчатых веществ.

Одновременно с осмотром и другими мероприятиями так­тической комбинации в целях предупреждения утраты или внесения изменений производится выемка и осмотр докумен­тов, имеющих отношение к полету и подготовке к нему, в раз­личных службах воинской части, где произошло происшествие.

К таким документам относятся:

— летные книжки членов экипажа, в которых записывают­ся выполненные полеты, допуск к полетам и другие данные;

--- журналы лиц группы руководства и обеспечения по­летов;

--- рабочие тетради предполетной подготовки экипажа;

--- журнал допуска летного состава к полетам;

--- медицинские книжки членов экипажа;

--- протокол объективного контроля с пленкой записи па­раметров полета и переговоров экипажа с руководителями полета;

--- фотоснимки, кино- и магнитофонные пленки систем объективного контроля;

--- аппаратные журналы радиообмена;

--- радиолокационная проводка полета;

--- плановая таблица полетов, в которой имеется отметка о проверке готовности к полетам и подписи должностных лиц;

--- формуляр самолета;

--- журнал подготовки самолета;

--- контрольные листы готовности самолета;

--- документация на горюче-смазочные материалы и кисло­род, которыми был заправлен самолет;

--- метеобюллетень и другие документы.

Все эти документы осматриваются с привлечением специа­листов из числа членов комиссии.

Фиксация результатов проведения тактической комбина­ции производится в виде протоколов осмотра и выемки, актов, фототаблиц, видеопленки.

Все изъятые объекты, следы и документы упаковываются, опечатываются и хранятся до момента экспертного исследова­ния, а также решения по делу в комиссии, а если следствие будет вестись параллельно, то у следователя военной прокура­туры.

После получения результатов тактической комбинации, связанной с осмотром места летного происшествия и другими неотложными мероприятиями, работа следователя по установ­лению причины летного происшествия и его виновников мо­жет быть спланирована по трем направлениям: