и) обстоятельства, способствовавшие возникновению пожара или взрыва, причины и условия, которые привели к этому происшествию.
Если в процессе расследования уголовного дела будет выяснено, что поджоги или взрывы совершены в целях сокрытия другого преступления, например хищения государственного имущества, убийства, то устанавливаются все другие обстоятельства, имеющие отношение к этим преступлениям.
§ 2. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАССЛЕДОВАНИЯ
1. Особенности возбуждения уголовного дела. Основанием для возбуждения уголовных дел данной категории, как правило, является сам факт пожара или взрыва и данные о том, что их причиной могли явиться:
а) умышленные или неосторожные нарушения правил техники безопасности, противопожарной безопасности;
б) умышленные действия с целью сокрытия путем поджога или взрыва другого преступления;
в) террористические, диверсионные, вредительские, а иногда и хулиганские действия, способом совершения которых является поджог, взрыв государственного, общественного или Личного имущества.
Кроме того, существенным обстоятельством, которое учитывается при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, особенно если пожар или взрыв возникли по неосторожности, являются их последствия. Поэтому в случаях, когда ущерб незначителен, а пожар или взрыв возникли по неосторожности, орган дознания может ограничиться административным расследованием. При этом командованием воинских частей принимаются меры к возмещению материального ущерба, наказанию виновных, устранению причин и условий, способствовавших происшествию.
Уголовное дело обычно возбуждается после проведения необходимой проверки, в ходе которой устанавливаются признаки того или иного преступления, связанного с умышленным или неосторожным поджогом или взрывом, повлекшим уголовно-правовые последствия. Кроме того, военный прокурор может принять решение о возбуждении уголовного дела по материалам административного расследования, проведенного военным командованием; по материалам ведомственного расследования, проведенного по факту пожара Инспекцией противопожарной охраны Министерства обороны РФ, а также по сообщениям и материалам территориальных органов милиции и прокуратуры.
Военный прокурор, изучая поступившие или истребованные материалы о пожаре или взрыве, обращает особое внимание на итоговый документ, в котором должны быть изложены:
обстоятельства события, кем и какие допущены нарушения, находятся ли эти нарушения в причинной связи с возникшим пожаром или взрывом, что повреждено, каковы размер материального ущерба и другие последствия.
Если в материалах проверки нет достаточных данных для принятия решения, то военный прокурор может направить их военному командованию для дополнительного расследования или же лично провести сбор необходимых материалов, после чего решить вопрос о возбуждении уголовного дела.
2. Планирование и проведение первоначальных следственных действий. Приступая к расследованию уголовного дела, следователь должен ознакомиться с техническими вопросами, связанными с эксплуатацией тех или иных объектов, функциональными обязанностями различных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил по взрывопожарной безопасности на этих объектах. Поэтому в начальный период следствия ему необходимо изучить различную производственную документацию, техническую литературу, проконсультироваться со специалистами. В любом случае нужно знать: при расследовании пожаров — Наставление по противопожарной охране в воинских частях, учреждениях, предприятиях и организациях Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенное в действие приказом заместителя министра обороны по строительству и расквартированию войск № 172 28 сентября 1971 г., Руководство по противопожарной защите и спасательным работам в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, введенное в действие приказом министра обороны № 450 5 декабря 1989 г.; при расследовании взрывов—Инструкцию по организации учета, хранения и выдачи стрелкового оружия и боеприпасов в войсках, утвержденную начальником Генерального штаба Вооруженных Сил 12 декабря 1989 г., Инструкцию о порядке расследования аварий и несчастных случаев с людьми на объектах Котлонадзора в воинских частях Советской Армии и Военно-морского Флота, введенную в действие приказом министра обороны № 183 7 октября 1958 г., приказ министра обороны № 88 от 23 февраля 1990г. «О расследовании и учете несчастных случаев, происшествий с рабочими, служащими и другими лицами (невоеннослужащими) в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны».
Наиболее распространенными первоначальными следственными действиями являются: осмотр места происшествия; допросы свидетелей-очевидцев, потерпевших, должностных лиц, ответственных за соблюдение правил техники безопасности или противопожарной безопасности на объектах; обыск; освидетельствование подозреваемых; осмотр и выемка технической документации; судебно-медицинская экспертиза трупов, если были человеческие жертвы. Кроме того, принимаются меры для определения материального ущерба (инвентаризация и ревизия).
а) Осмотр места происшествия. Осмотр места происшествия имеет исключительно важное значение. От оперативности и качества его проведения зависит установление фактических данных, которые невозможно получить из других источников. Независимо от времени суток осмотр должен быть начат без промедления, но если он производился ночью, рекомендуется провести дополнительный осмотр в дневное время.
Задачами осмотра по делам данной категории являются:
— изучение обстановки на поврежденном объекте и фиксация в протоколе осмотра места происшествия и прилагаемых к нему планах, на фотоснимках последствий пожара или взрыва;
— обнаружение, фиксация, изъятие следов и предметов, указывающих на возможные причины и способы совершения преступления, его конкретных виновников;
— обоснованное выдвижение версий, на проверку которых должны быть направлены дальнейшие следственные действия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.