Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 99

Вне сомнения, в патриархальном обществе женщина находилась в более строгих рамках, чем мужчина, особенно в отношении исполнения супружеского  долга. Но неверно думать, что и светские, и   церковные законы делали женщину абсолютно бесправной или сильно дискриминировали. Например, правом развода по физиологическим и по материальным причинам обладали оба супруга в большинстве периодов русской истории, хотя в 14-15 веках возможности добровольного развода ограничивались; церковь стремилась сократить число поводов к разводу.  Но главное, что и по Уставам средневековым и Законам Российской империи в браке супруги должны были ухаживать и содержать друг друга в случае несчастий или  болезни. К сожалению, не был принят более либеральный  Гражданский кодекс середины Х1Х века. В  его проекте предусматривалось равенство всех членов семьи перед законом, расширялись автономия супругов и детей, повышалась возможность защиты прав женщин и детей,  но не устранялись обязательства домочадцев перед  семьей.  Обращение к попыткам гуманизации семейного права с периодов Владимира Святого и Владимира Мономаха и до начала ХХ века было бы вполне плодотворно. Как и возвращение практики супружеских ( брачных ) договоров и многое другое.  И не правомерно искать в российском прошлом только примеры дискриминации женщин, как это делают зачастую сегодняшние феминистки. Российская история обладает  и позитивным  гендерным потенциалом.

Но следует, вне сомнения, перенимать  опыт западных феминистки, впервые заявивших о гендерной асимметрии в истории в 60-е годы ХХ века, когда   вслед за молодежными движениями, студенческой и сексуальной  революциями они  добились равных с мужчинами избирательных прав и поставили вопрос о равенстве возможностей реализовать права.  Женщины  к тому же потребовали впустить «второй пол» во властные структуры, в культуру, науку и в Историю.  На Западе тогда родились так называемые  women’s studies - женские исследования, а точнее исследования женщин.  А радикальные  английские феминистки предлагали даже  добавить к History   - «Его истории» ещё и  Herstory - «Её историю».

В середине 90-х только в ряде  зарубежных вузов в программах появились курсы «Женщины и труд», « Женщины в политике» ( Страдклайдский университет, Великобритания), « Женское движение…», «Политика по отношению к женщине в странах ЕЭС» (Бремен, Германия), «Пол и общество», «Общество, положение мужчин и женщин в Европе»,  «Мужчины и женщины в Америке…», «Женщины и политика», (Принстон, США)   и т.п. А к концу 1990-х, число самостоятельных факультетов женских исследований в США достигло 30, образовательные программы существовали в 600  колледжах, включая 130 программ поствузовского образования.

В России подобные курсы в образовательных программах вузов появились несколько позднее, нежели в Европе и Америке.  Во всех ведущих вузах страны к концу столетия  был введён курс феминологии, в крупных городах открыты Центры женских и гендерных исследований. А  в провинциальных учебных заведениях читаются спецкурсы и проводятся спецсеминары. В учебные планы оно входит, как правило, как факультативные курсы, курсы по выбору или дисциплины специализации. В 2000 году исследователь З.А.Хоткина сетовала, что «к сожалению, в нашей стране практически нет специалистов, способных грамотно и на современном уровне преподавать студентам курсы по гендерному праву, которые нужны не только юристам, но и студентам, аспирантам всех гуманитарных вузов». Она призывала к сотрудничеству с зарубежными профессионалами, которые  накопили богатый опыт преподавания гендерной теории и имеют значительные практические достижения в области прав женщин и созданию новых международных образовательных программ в области гендерного равенства и выравнивания прав и возможностей для женщин и мужчин. За последние годы гендерное правовое образование укрепило свои позиции. Труды С.В. Полениной, Г.Дмитриевой,  А.В.Бородиной,  гендерные правовые экспертизы, проведенные Е.Гаповой, М.Баскаковой. Е.Балалаевой, методолгическая база, созданная в социологии Е.Здравомысловой и А.Темкиной, в истории  и этнологии Н.Л. Пушкаревой и другими гендерологами позволяет  объединить усилия ученых и правозащитников и создать междисциплинарные курсы по гендерному правовому просвещению.