Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 101

Мы считаем, что нельзя дожидаться, пока права человека станут обязательным учебным предметом в педагогических вузах, поэтому разработали спецкурс.

3. Спецкурс «Права человека» строится на нескольких принципах.

Во-первых, мы исходим из той концепции прав человека, которая постепенно сформировалось в международном и советском (российском) правозащитном движении[17]. Сторонники этого подхода считают, что говорить о правах человека можно, только рассматривая отношения «личность - государственная власть», а гарантом реализации прав человека является не президент, а развитое гражданское общество.

Во-вторых, занятия должны быть направлены на устранение расхожих стереотипов, касающихся тематики прав человека и деятельности правозащитных организаций. Обязательный компонент курса – обсуждение актуальных проблем в сфере прав человека и знакомство с деятельностью правозащитных организаций.  Необходимо учить студентов анализировать ситуацию в стране, в регионе с точки зрения соблюдения прав человека.

В-третьих, сама форма проведения занятий должна быть яркой и привлекательной: деловые и ролевые игры, дискуссии, творческие задания и проекты, встречи с экспертами - философами, юристами, психологами, правозащитниками и т.д.

Наконец, будущие педагоги должны понимать, как они смогут конкретно применить полученные знания. В ходе обучения студенты изучают права человека и одновременно методику преподавания этого учебного предмета детям. Поэтому в варианте спецкурса для исторического факультета предусмотрены занятия по анализу существующих обществоведческих и правоведческих курсов, а в варианте для социальных педагогов большее внимание уделено наиболее массовым нарушениям прав ребенка и способам защиты этих прав.

4. Сейчас сотрудниками Молодежного центра прав человека разработаны три варианта спецкурса «Права человека»: для социальных педагогов, учителей начальной школы и учителей истории и обществознания. Помимо программ спецкурса с методическими рекомендациями по каждому занятию, подготовлены три варианта учебного пособия «Права человека». Курс читается в педагогических вузах Москвы и Республики Карелия. Эта работа осуществляется Молодежным центром прав человека и Петрозаводским Государственным педагогическим университетом в рамках проекта ООН «Содействие развитию образования в области прав человека».

А.Б. Суслов, Пермь

Преподавание прав человека в педагогическом вузе

Понимание необходимости обучения правам человека постепенно становится очевидным и для российской общественности, и для власти. Некоторые ведомства довольно быстро осознали потребность в обучении своих сотрудников правам человека. Пальму первенства, скорее всего, следует отдать МВД, с 1999 г. включивших курс обеспечения прав человека в деятельности сотрудников милиции в программы своих высших учебных заведений.

Министерство образования проявляет, по сравнению с МВД, очевидную нерасторопность. Приветствуя обучение преподавателей и школьников правам человека, министерство делает весьма слабые шаги по введению специализированных учебных курсов в программы средних и высших учебных заведений. Пока все ограничивается введением отдельных тем в обществоведческие программы и поддержкой инициатив энтузиастов (отдельных педагогов, педагогических коллективов, НКО).

Между тем, очевидно, что педагог во взаимодействии с учеником является потенциальным нарушителем прав человека. Хотя, к сожалению, многие педагоги об этом даже не догадываются. Поэтому педагогам необходимо дать знания, по крайней мере, о правах ребенка или о правах участников образовательного процесса. Конечно, желательно одновременно сформировать навыки решения педагогических проблем без нарушения прав человека, а также соответствующие либеральные ценности.