Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 110

В 1999 г. УВКПЧ провело среднесрочную оценку осуществления  Десятилетия на международном, региональном и национальном уровнях, по  итогам которой были сделаны следующие основные выводы:

- Большая часть государств, к сожалению, не следует рекомендациям Плана действий на Десятилетие особенно в том, что касается  разработки и принятия национальных планов действий;

- Ведущая роль в развитии образования в области прав человека на национальном уровне принадлежит НПО;

7

- Необходимо усилить взаимодействие между правительствами и гражданским обществом по всему спектру вопросов, связанных с образованием в области прав человека;

- Серьезным препятствием на пути к реализации целей Десятилетия является нехватка у большинства государств средств, необходимых для финансирования соответствующих мероприятий. В связи с завершением в 2004 г. Десятилетия образования в области прав человека УВКПЧ подготовило доклад о последующих мерах, основной рекомендацией которого является объявление второго десятилетия с упором на роль образования в области прав человека в предотвращении проявления расизма, реализации решений Дурбанской конференции и поощрения культурного разнообразия. Предполагается также ввести систему отчетности государств в выполнении плана действий на новое десятилетие, а также создать механизм интенсивных консультаций на международном и региональном уровнях. В связи с проблемой финансирования рекомендуется ускорить процесс создания добровольного фонда ООН по содействию образованию в области прав человека (скорее всего будет создан в 2004 году). Среди других рекомендаций выделяются создание межгосударственного комитета с участием НПО по мониторингу и оценке ситуации с развитием образования в области прав человека, а также разработка отдельного международного договора, который закрепил бы обязательства государств в этой

В.В.Сахаров, Москва

О роли ЮНЕСКО в развитии образования в области прав человека.

Позвольте приветствовать участников семинара от имени Российской комиссии по делам ЮНЕСКО и пожелать им внести свой вклад в решение важнейшей задачи создания в нашей стране всеобъемлющей системы образования в области прав человека.

Известно, что еще на 30-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1999 году была провозглашена стратегическая линия на последовательное внедрение таких систем в странах-членах Организации. Именно тогда было указано на недостаточность одной лишь работы по подготовке и изданию учебных и информационных материалов  и  по  проведению  серий  научно-практических конференций для обмена опытом преподавания и согласования методик. ЮНЕСКО констатировала, что все усилия на этих традиционных направлениях «не оказали ни явного воздействия на повышение статуса образования по правам человека в учебных программах, ни значительного влияния на выработку национальных планов действий».

Было особо подчеркнута необходимость принятия и самой ЮНЕСКО и государствами-членами новых обязательств в поддержку образования в области прав человека, которые стимулировали бы проявление необходимой политической воли и выделение адекватных финансовых средств как на национальном, так и на международном уровнях.

Созданная для разработки таких обязательств в качестве составной части глобальной стратегии ЮНЕСКО по правам человека специальная межсекторальная рабочая группа во главе с вновь назначенным заместителем . Гендиректора по социальным и гуманитарным наукам Пьером Сане еще осенью прошлого года подготовила проект указанной стратегии. 7-8 октября он будет рассматриваться   открывшейся   в   Париже   32-ой   сессией Генконференции.   В   ходе   проводившихся   предварительных консультаций по этому документу с нашей стороны было подчеркнуто, во-первых, что работа по образованию по правам человека должна занимать доминирующее место во всей деятельности ЮНЕСКО в области прав человека, а во-вторых, эта работа должна концентрироваться прежде всего на разработке и осуществлению программ оказания консультативных услуг и технического содействия на национальном уровне. Соответственно, это предполагает отказ от попыток расширительного толкования вклада ЮНЕСКО в решение глобальной задачи защиты прав человека на международном уровне.