Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 78

Описание практики преподавания. Преподавание данной дисциплины направлено на выработку у будущих специалистов по связям с общественностью навыков и знаний, необходимых для обеспечения соблюдения прав граждан на доступ к информации и процедурам участия в принятии экологически значимых решений. Цель курса – подготовка практиков, способных организовать общественное участие, не нарушая прав граждан, а также выполнить требования законодательства в данной сфере. Предметом изучения являются теория и практика организации общественного участия, российское и международное законодательство, регламентирующее право на доступ к информации, роль общественного участия в современных механизмах экологического регулирования. Часть, касающаяся прав граждан, излагается в логике Орхусской конвенции.

В преподавании используется сочетание лекционных  занятий с проведением мини-тренингов (упражнений) и работой малых групп в аудитории. В течение семестра студенты должны выполнить не менее трех из 8 возможных самостоятельных заданий, большая часть из которых непосредственно ориентированна на те или иные навыки использования концепции прав человека. Назовем основные:

-  «Репортаж с мероприятия по общественному участию» – от студента требуется не только описать процедуру мероприятия, на котором он побывал, но и выделить конкретные ситуации нарушения прав на информацию, на доступ к участию;

-  «Анализ законопроекта» – как правило, рассматриваются проекты и нормативные акты регионального и местного уровня в сфере общественного участия. От студента требуется проанализировать закон с точки зрения его эффективности в защите прав граждан;

-  «Разработка регламента мероприятия» – необходимо описать порядок проведения мероприятия и права (обязанности) всех участников;

-  «Система прав студента (дольщика и пр.)» – анализ правового поля, с целью выявить основные права, механизмы их реализации и механизмы обеспечения гарантий действующих прав.

Иногда на занятиях используются ситуационные задачи – имитация «юридической клиники». Задача таких упражнений – научить слушателей выделять и квалифицировать ситуации нарушения прав (а не только законов и инструкций). Вопросы для зачета также построены в форме ситуационных задач («кейсов»), таким образом, ответ на зачете требует от студента комплексных знаний: определений, законодательства, алгоритмов действия, понимания социальной ситуации и пр.

Литература по курсу включает 13 наименований основного списка и 16 дополнительного. За исключением законов и Конвенции, это литература, издаваемая общественными организациями. В программе используется только русскоязычная литература, хотя в последние годы студенты получают CD-ROM с подборкой англоязычных учебников и руководств. Кроме того, по каждой из 6 тем подготовлены методические материалы в формате PowerPoint, которые студенты могут получить на бумаге, на дискете или на CD.

Интеграция дисциплины в учебный план. После двух лет преподавания на третьем курсе преподавание перенесено на первый семестр 4 курса, так как предмет оказался достаточно сложным. Восприятие данной дисциплины требует от студентов знания основ профессии – рекламоведения, основ связей с общественностью, практики работы СМИ, так как в этих дисциплинах раскрываются основные методы информирования и работы с различными группами населения. Кроме того, преподавание сильно проигрывает, если студенты еще не знакомились с основами социологии, социальной психологии. «Мотивирующей» дисциплиной (в рамках которой студенты получают объяснение, зачем им это необходимо) является курс «Концепции устойчивого развития» в 5 семестре. Следует отметить, что «Правоведение», которое «проходят» во втором семестре, по причине своего положения в учебном плане остается общеобразовательной дисциплиной и мало что дает для нашего курса. Специально для восполнения пробелов знаний вчерашних школьников об устройстве государственной власти и местного самоуправления с 2003 года в учебный план введена дисциплина «Социально-экономическая система Северо-Западного региона».