А.Ю.СУНГУРОВ
Спасибо, Олег Анатольевич. У меня конкретный вопрос в связи с тем институтом, в котором вы работаете. Насколько, на ваш взгляд, он эффективен оказался за это время? И второе: насколько это определенная правовая новация, насколько она внедряется в нашу правовую структуру или отторгается? Изменяется ли правовая ситуация под него или она его отторгает?
О.А.ШЕЕНКОВ
Об эффективности. На мой взгляд, эффективен. Причины. Первое. За три с половиной года нашего существования, а мы существуем с мая 1998 года, реально удалось защитить права 6,5 миллионов человек. Это все-таки огромный пласт людей. Это я говорю только персонально, по жалобам. Но есть огромный пласт людей, когда, разрешая одну проблему, мы выходим на многих людей.
Я как практик приведу пример. Обратился к нам прапорщик МВД с элементарной жалобой, что вот мне не выплачивают деньги на санаторно-курортное лечение. Начали разбираться. Оказывается, есть приказ начальника финансового управления МВД не выплачивать никому. Приказ впрямую противоречит Положению о прохождении службы в органах внутренних дел. Приказ отменили. Значит, за все прошедшее время людям деньги выплатили. В принципе, обратился один, а в конечном итоге удалось помочь только по одной жалобе 250 тысячам человек.
А.Ю.СУНГУРОВ
А относительно правового поля? Оно адаптируется?
О.А.ШЕЕНКОВ
Правовое поле реагирует довольно-таки вяло.
Но хочу сказать относительно судебной системы, что подвижки есть, причем явные. 2001 год показал, что идет более или менее реальное восприятие нас как института. А что касается прокуратуры, вообще прокурорской системы, то очень тяжело все это проходит. Могу привести пример, если интересно.
Н.Г.ДИТЯТЕВА
Я председатель комиссии по правам человека в Архангельской области.
Вы знаете, что у нас очень мучительно идет процесс с уполномоченным по правам человека. И когда приезжал Миронов, мы задали ему один вопрос: докажите нам, что в тех регионах, где у вас есть уполномоченные по правам человека, дела обстоят лучше, чем в других регионах. Он ушел от ответа на этот вопрос.
Сейчас у нас есть определенная группа, мы думаем, что она лоббируется, это определенно, потому что комиссия работает на общественных началах. Мы тоже существуем три с половиной года, как и вы, и мы приняли 8 тысяч обращений, и у нас процентов 70 вопросов решается. Знают все в России, знают в Москве о нашей работе.
Сейчас у нас новый закон – опять об уполномоченном. И нам навязывают свадебного генерала, который ни за что не отвечает, а только будет присутствовать. Во-первых, определили финансирование – 260 тысяч. Вы понимаете, что такое институт в 260 тысяч? Это заработная плата есть у уполномоченного, но дела никакого нет, и не может быть изначально. Зачем мы играем в это? Потому что это ничего не решает, а хватает только на одну заработную плату – 260 тысяч. И вы это прекрасно знаете.
Второе. Уполномоченный не может проверять деятельность федеральных структур. Уполномоченный не может обращаться в прокуратуру за мотивизацией их решений. Слушайте, зачем такой уполномоченный?
А.Ю.СУНГУРОВ
Позиция понятна. Тем более, что в ряде законов он может проверять действия федеральных структур и эффективно их проверяет. Все зависит от субъекта Федерации.
Н.Г.ДИТЯТЕВА
Но закон это запрещает, наш закон!
А.Ю.СУНГУРОВ
Это уже ваш закон.
О.А.ШЕЕНКОВ
Что касается основной причины вашей реплики, что он не имеет права обращаться к федеральным органам власти на территории субъекта, обращаться в суд с жалобами, в защиту прав граждан и т.д.
Сейчас нами разработан и готовится к внесению в Государственную думу Закон об основах деятельности уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации, где все эти позиции будут четко отражены.
Что касается финансирования, здесь, естественно, всё будет упираться в возможности субъекта.
Н.Г.ДИТЯТЕВА
Вот тогда это будет эффективно.
Д.З.МУТАГИРОВ
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.