Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 57

Второе. Был вопрос, где будут работать специалисты. Я немножко даже удивился этому вопросу, потому что у нас есть комиссии по правам человека. Замечательные люди. Но всегда ли хватает необходимой информации? У нас существует федеральный аппарат уполномоченного – 160 с лишним человек. Мне, например, интересно. Я вот сюда приехал, как дурак, со специальностью «права человека», я пытаюсь тыкаться: где, что. Нигде ни открытых конкурсов, ничего. Я нигде не нужен. На полгода сейчас в Хорватии работа будет. Ладно. Вот я полез на Интернет-страничку федерального уполномоченного в раздел «международное сотрудничество». Какой-то очень странный набор ссылок. Мне просто обидно. Я люблю мою страну. Почему это происходит? То есть у нас есть специалисты по правам ребенка в образовании. Вот там должны работать специалисты. Именно как специальность. Это существует сейчас во многих странах, только не в России.

По поводу академий, скажем, милицейских. Академии МВД, как это ни странно, были первыми, где появились кафедры прав человека. Все понимаем, может быть, это не очень большое значение для всей страны и, тем не менее, у них желание-то есть. И, между прочим, еще гуманитарное право в военных вузах, то, что они постоянно просят. Я знаю преподавателей, вот эти дон кихоты, которые пытаются все-таки давать женевские конвенции, понятие преступного приказа, что не выполнять преступный приказ. Это очень важные для нас вопросы. Этого нет. Этим должны заниматься специалисты и они как бы нужны, и в то же время они, оказывается, нигде не нужны.

И последнее. Например, по поводу применения. Я совершенно согласен по поводу Конституции. Но, может быть, сначала вообще нашим федеральным судьям надо изучать Конституцию, что в суде ее тоже можно применять. А вообще же есть постановление Пленума Верховного Суда № 8 о применении Конституции, и там совершенно четко сказано о международных нормах. Любой нормальный судья должен прочитать, что если федеральный закон противоречит, то применяются нормы международного права. Вот этого никто не делает.

О.В.КРЫЛОВ

Скажите, пожалуйста, в Соединенных Штатах примат международного права или примат внутреннего права?

Д.З.МУТАГИРОВ

Только национального.

А.Ю.СУНГУРОВ

Коллеги, перерыв 10 минут.

/ После перерыва /

А.Ю.СУНГУРОВ

Продолжим работу.

Евгений Леонардович Бестужев.

Е.Л.Бестужев

Права человека и религия

В последнее время о связи прав человека и религии говорится очень много. Этот вопрос по-разному муссируется на разных уровнях и уже стал каким-то таким расхожим понятием. К сожалению, вопрос рассмотрения этой взаимосвязи религии и прав человека сводится к теме защиты свободы совести, религиозных прав, несмотря на то, что данный вопрос совершенно не исчерпывается этим односторонним взглядом на проблему взаимоотношений религии и прав человека.

Сама система взаимоотношений религии и прав человека определяется, с одной стороны, взаимоотношениями религии, с другой стороны, взаимоотношениями государства и права.

Рассмотрение этого вопроса исключительно в свете защиты религиозных прав и свобод, то есть свободы совести, сведет его к заведомому сужению дискурса рассмотрения данной темы, которая является на самом деле весьма сложной, многоплановой.

Прежде чем подойти к рассмотрению этого вопроса, нужно акцентировать внимание на том, что корни прав человека заложены в большинстве религиозных систем, прежде всего в христианстве, согласно которому человек рассматривается, как образ и подобие Божие, его права являются данными свыше, неотчуждаемыми. И таким образом можно сказать, что корни прав человека заложены в христианской антропологии.

Само понятие прав человека вытекает из естественно-правовой концепции права и договорной формы происхождения государства. К естественному праву апеллируют также и религии, прежде всего христианство. Ранним христианским мыслителям было свойственно обращение к свободе личности на основе божественной сущности происхождения человека. Первые христианские мыслители – прежде всего следует назвать Августина, его теологические представления схожи со взглядами римских стоиков, Аристотеля, Цицерона, и его теология вполне согласовывалась с теорией естественного права. Впоследствии известный католический мыслитель Фома Аквинский разработал доктрину христианского государства, в которой он пытается приспособить учение Аристотеля к догматам католической церкви.