Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 98

Те же процессы могут ожидать и будущих россиянок. Уже сейчас, по данным Центра этногендерных исследований Института этнологии и антропологии РАН, ценностные ориентиры девушек, занимающих активную жизненную позицию, нацелены на карьеру, а не на семью.  Девушки «инициативного типа» меняют феминные ориентации на маскулинные,  а  девальвация  традиционных ценностей  разрушает внутренний мир семьи и человека. Общество переходит от патриархальных установок к более либеральными,  духовные акценты  при этом смещаются. Это не может  не вызывать тревогу у тех, кто в ответе за души следующего поколения Россиян.

Беспокоит и то, что в противовес возрастающей маскулинизации женщин происходит феминизации юного поколения мужчин, переориентация сексуальных предпочтений, усвоение ими женских гендерных ролей.  Это явная  угроза для общества. Программа, разграничивающая универсальные права человека и права женщин (не принижающая их, но подчеркивающая необходимость проявления заботы о слабой половине человечества ) призвана собой не допустить марганализации пола.

Замечательно, что в последние годы в России активно развивается такое новое исследовательское направление, как  гендерная психология.  Учеными выявлены психополовые различия в реактивности организма (Г.И.Анищенковой), в психомоторике (Н.А.Розе), в системах нейропсихической регуляции (А.В.Буровцевой), в интеллекте (М.Д.Дворяшиной), в социальных отношениях ( А.А.Бодалевым, И.С.Коном, Ю.С.Шайгородским). Полоролевые стереотипы поведения у детей стали предметом изучения М.Л.Бутовской и Л.А.Файнберга.  Более основательно гендерная проблематика в психологии проанализирована Еленой Ивановой, а  ведущим специалистом в вопросах феминизма и психоанализа является Ирина Жеребкина.

Чтобы общество защищало права женщин, необходимо чтобы в женщине видели прежде всего Женщину, -  то,  что отличает её от противоположного пола. Тогда будут очевидна  необходимость упрочения  правовой базы её гендерного статуса. Но воспитывать юное поколение всё же следует, обращаясь к традициям прошлого, прежде всего отечественного. Тогда, возможно, женщины останутся Женщинами, мужчины будут достойно представлять сильный пол. 

Хотелось бы, как историку, предостеречь современников от неверных представлений о прошлом россиян. Так, например, результаты борьбы за права женщин представляются нам в виде   стремительно взлетающей от века к веку линии. Между тем, во-первых, необходимо учитывать то, что у каждой эпохи были свои ценности, а не калькировать на них сегодняшние идеалы свободы. И даже если мы возьмем универсальные единицы измерения (степень свободы действий, имущественные права и пр.), то здесь были периоды «взлетов и падений» и у женской и у мужской половины человечества.

Например, средневековая женщина представляется нам некой  бесправной "теремной затворницей". Но, как показали исследования Н.Л.Пушкаревой, имущественные права прошли эволюцию (были периоды личного, совместного владения имуществом земли, и наконец, ситуации, когда муж был  хозяином положения). Но, тем не менее,   положение женщины в  средневековье было достаточно стабильно, и имущественные права регулировалось нормами. Права на семейное имущество выражаются через приданное, личное имущество ( парафернальное), «часть» общего семейного. Позиции женщин были ослаблены тем, что  на "государеву службу" их  не принимали, они потеряла экономические позиции в Московии в ХVI – ХVII вв.  Но даже в это время  есть примеры,  демонстрирующие   политико-правовую защищенность "слабого пола".  Марфа Борецкая, знаменитая новгородская  посадница имела в ХV веке  огромные личные владения ( территория почти от Мурманска до Архангельска вокруг Белого моря), где установила собственные административные центры. Кроме того, она возглавляла партию, проводившую курс на сближение Новгорода с Литвой и Польшей. И только вмешательство Москвы не позволило этим планам осуществиться. Феномен Марфы-посадницы явно не вписывается в образ средневековой затворницы и то ещё раз доказывает весьма  высокий юридический статус древнерусской женщины.