Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 83

Обычно, администрация не знакомит студентов с локальными актами учебного заведения, касающихся их прав. Спросите любого студента, знает ли он о том, что есть Устав учебного заведения? Какие права они имеют? Бывают случаи, что администрация даже запрещает знакомиться с этим документом. В соответствии с законодательством Российской Федерации Устав учебного заведения не выполняет правозащитную функцию. Как правило, в нем помещается ряд записей общего характера, вместо краткого, ясного и исполнимого ряда прав студентов. Эти права должны быть понятными, связанными с возможностью истребования определенного права учащейся молодежью,  а также обязанности – конкретными и исполнимыми. Недостаточно ознакомить студента с уставом или правилами внутреннего распорядка, надо им показать, что это – право, которое не только важно, но и соблюдается в повседневной жизни.

В письме Министерства Образования Российской Федерации «О мерах по усилению воспитательной работы с детьми и молодежью» отмечается одно из приоритетных направлений – развитие студенческого самоуправления .      В уставах учебных заведений, как правило, присутствует запись о праве студентов участвовать в управлении учебным заведением, копирующая закон «Об образовании». Самоуправление наличием Совета студентов на этом ограничивается. В некоторых учебных заведениях он вообще отсутствует. В чем конкретно проявляется активное участие в управлении учебным заведением, что ректор обязан сделать после получения предложений и мнений, касающиеся функционирования учебного заведения редко находят отражение в Уставе учебного заведения. Участие студентов, работников учебных заведений в процессе избрания Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса, обращений к нему и их решение является одним из механизмов реализации права на активное участие в управлении учебным заведением. Опыт работы регионов Российской Федерации показывает, что наличие в образовательном процессе уполномоченного способствует повышению уровня участия студентов в управлении образовательным учреждением, пропагандирует правовые знания, взаимодействует с педагогической и родительской общественностью, устанавливает сотрудничество с органами управления республики, края, области. А у студентов юридических факультетов деятельность в качестве уполномоченного будет отличной практикой закрепления полученных знаний.

Как правило, студенты не пишут жалоб. Нельзя ждать, когда студент скажет, что его право нарушено. Молодежь должна знать, куда она может обратиться в случае нарушения своих прав. Лучше всего было бы, если бы студенты получали помощь от студенческого  защитника прав.

Но преподаватель учебного заведения зачастую сам не защищен от оскорблений со стороны студентов. В таких случаях педагог может обратиться к защитнику прав вуза: «На занятии студенту поставила оценку «2». Он меня за это оскорбил. Прошу разобраться». Таким образом, Уполномоченный по правам участников образовательного процесса выступает как модель педагогического взаимодействия равноправных субъектов права: решение проблемных ситуаций на основе норм права (уважительное отношение к человеческому достоинству, деловая репутация), а не на основе эмоций, формируя гражданскую ответственность и правовое самосознание студентов.

Уполномоченный - это человек, к которому можно обратиться с жалобой на несоблюдение студентами, преподавателями, администрацией правил, предусмотренных Законом об образовании, уставом учебного заведения и других нормативно-правовых актов. Он проводит индивидуальную просветительскую работу, правовое просвещение, разъяснение прав и обязанностей каждого участника учебно-воспитательного процесса. Именно уполномоченный может ходатайствовать перед администрацией о проведении дисциплинарного расследования деятельности участников образовательного процесса, нарушающих и ущемляющих права других. Таким образом,  уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса учебного заведения является надежным помощником для каждого члена вуза. Вместе с тем необходимо отметить, что такие вопросы как оплата труда. Распределение учебной нагрузки и классного руководства не подведомственны уполномоченному, поскольку они относятся сугубо к компетенции администрации суза или вуза.