Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 85

В учебном курсе «Права человека» необходимо показывать опасные тенденции развития отечественного государства за последние годы, которые мешают обеспечению прав человека в стране: 1) все больший отказ от реализации принципа «разделения власти» в стране за счет усиления власти Президента и опекаемой ем исполнительной власти; 2) ослабление политической оппозиции, соединяемое с государственным строительством правящей партии, объединяющей чиновничество страны; 3) все большую бесконтрольность правоохранительных органов; 4) превращение средств массовой информации в государственную пропагандистскую машину, призванную манипулировать общественным сознанием в интересах управленческих групп, составляющих государственный аппарат.

2. Поскольку уважение к правам человека не входит в традиции российского общества, то движение «за права человека» является модернистским, противостоящим консерватизму, славянофильству, идеям возврата к российским традициям. Наибольшее развитие и реализацию права человека приобрели на Западе. Это обуславливает западнический характер движения «за права человека». Идеи движения России по «третьему пути» (ни на Восток, ни на Запад) носят скрыто консервативный характер и мешают развитию прав человека в нашей стране.

3. Современное государство (в лице его управленческих групп) стремится вернуться к прежним патерналистским отношениям с населением. Эти отношения заключаются в том, что государство берет на себя заботу о ряде социальных прав граждан в обмен на то, что граждане отказываются от ряда своих политических прав, вверяют свою судьбу правящим элитам. Для реализации этих целей пропагандистская машина государства убеждает население в первостепенной ценности социальных прав и второстепенности, а то и ненужности политических и личных прав граждан.

4. Преподавания курса «Права человека» не должно ограничиваться передачей информации о том, какие существуют механизмы защиты прав человека. Надо критически оценивать работу этих механизмов, предлагать меры по их совершенствованию. Студенты должны иметь четкое представление о программе развития гражданского общества в России, программе развития государственных механизмов на ближайшее и отдаленное будущее в связи с обеспечением прав человека в стране.

5. В ходе преподавания курса «Права человека» необходимо подрывать укоренившееся в сознании большинства членов российского общества представление о том, что лучшим орудием решения всех проблем в обществе является государственный аппарат. Студентов надо знакомить с тем, что такое гражданское общество, показывать, как оно действует в развитых странах Запада, убеждать, что Россия может построить у себя гражданское общество и с помощью его обеспечивать защиту прав человека. Само движение «за права человека» является путем построения гражданского общества.

6. Преподавать курс «Права человека» должен человека уважающий свои права и права окружающих (особенно студентов). Лицемерное преподнесение сведений о правах человека порождает неуважение к ним.

7. Учет текущего момента при преподавании курса «Права человека» может заключаться в том, что преподаватель обращает внимание студентов на типичные нарушения этих прав в российском обществе. Здесь можно использовать отчеты о соблюдении прав человека в России Уполномоченным по правам человека РФ и региона, сведения, предоставляемые международными и российскими неправительственными правозащитными организациями.

8. Преподавание курса «Права человека» должно сочетаться с практикой студентов в местных правозащитных организациях. Студент юрист должен хорошо знать положение по обеспечению прав человека в своей стране и быть готовым к не легкому труду по их защите.

М.П. Белоусова, Барнаул

Проблемы содержания курса прав человека