Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 114

Участники семинара, обсудив доклады и выступления, обращаются в Администрацию Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, в Минобразование России, МВД России, Минобороны России и другие министерства и ведомства, имеющие системы подготовки кадров; в заинтересованные органы законодательной и исполнительной власти – Комитет ГД по образованию и науке, Комитет ГД по международным делам, Комитет ГД по делам женщин, семьи и молодежи, Комитет ГД по законодательству и др., в МИД России, Минюст России, Минтруд России, МПТР России, Минэкономразвития России; к Уполномоченным по правам человека и правам ребенка, в Комиссию по правам человека при Президенте РФ, к руководителям вузов и широкой педагогической общественности со следующими рекомендациями:

1. Обратить внимание Администрации Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации на необходимость подготовки Концепции / Национального плана / Федеральной целевой программы по просвещению и образованию в области права человека.

2. Просить Правительство Российской Федерации

·  в целях оценки состояния и перспектив, а также для представления в международные организации информации о выполнении Российской Федерацией международных обязательств, ввести формы федерального государственного статистического наблюдения для министерств и ведомств, имеющих системы подготовки кадров и негосударственных учебных заведений за деятельностью в сфере образования по правам человека;

·  сформировать механизм отбора, перевода на русский язык и доведения до министерств и ведомств, до широкой общественности норм и рекомендаций международных и межправительственных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, ОБСЕ) по вопросам воспитания и образования на основе гуманистических ценностей.

3. Просить Минэкономразвития России, Высшую аттестационную комиссию Минобразования России в установленном порядке рассмотреть и дополнить перечень научных специальностей специальностями «Конфликтология», «Права человека», «Граждановедение» и, соответственно, номенклатуру специальностей научных работников.

4. Провести оценку образовательных стандартов цикла гуманитарных, социально-экономических дисциплин федерального компонента и стандартов гуманитарных направлений и специальностей с участием экспертов ЮНЕСКО и Совета Европы на предмет отражения в них проблематики прав человека и других гуманистических ценностей, признанных в международных документах; разработать и внести в установленном порядке предложения по дополнению и изменению государственных образовательных стандартов (ГОС) высшего профессионального образования (ВПО).

5. В ГОС ВПО по юридическим специальностям

·  ввести общепрофессиональную дисциплину, раскрывающую вопросы обеспечения и защиты прав человека;

·  дополнить магистерский уровень подготовки программой по теории и практике прав и свобод человека.

6. ГОС ВПО педагогических специальностей, учебный процесс

·  дополнить дидактическими единицами о правах человека, правах ребенка;

·  ввести соответствующие содержательно-методические курсы для учащихся и студентов педагогических образовательных учреждений и заведений.

7. Создать общественный экспертный совет по оценке учебных планов, программ, пособий и иной учебно-методической литературы для высшей школы с целью адекватного отражения в них проблематики прав человека, демократических ценностей, исключения из учебников дискриминационных стереотипов, идеологических, политических предвзятостей.

8. Просить Минобразование России внести изменения в Положение о предметных секциях Федерального экспертного Совета Минобразования России и ввести экспертизу учебников гуманитарных областей знания для общеобразовательной школы в целях аналогичных высшей школе.

9. Рекомендовать руководителям высших учебных заведений всех организационно-правовых форм

·  ввести преподавание прав человека в качестве самостоятельной учебной дисциплины;

·  с учетом специфики вузов создавать кафедры, учебно-методические, ресурсные центры по правам человека;