Все изложенные проблемы автором доводятся до сведения других разработчиков проекта Исполнительного Кодекса Российской Федерации. Однако, учитывая загруженность законодательной власти, и, принимая во внимание, что принятие кодифицированного источника исполнительного права может затянуться на достаточно длительное время и неизвестно, насколько вновь принятый нормативный акт впитает в себя теоретические разработки и полезную исполнительную практику, представляется вполне уместным дать некоторые рекомендации прикладного характера участникам современных исполнительных правоотношений.
1. Лицам, участвующим в исполнительном производстве (особо это касается взыскателя и должника) следует в полном объеме использовать предоставленное ст.33 Федерального закона «Об исполнительном производстве» право иметь представителя, тем более что личное участие гражданина в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя. В идеальном варианте в качестве представителей следует приглашать адвокатов или иных лиц, обладающих знаниями исполнительного и иного законодательства. К сожалению, до настоящего времени не принято нормативного акта, предусматривающего бесплатные правовые услуги специалистов-юристов в сфере исполнительных правоотношений и обязывающего кого-либо эти услуги оказывать. Призывы правозащитников и ученых-правоведов, в этом направлении не возымели реального результата, п. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации, гарантирующий право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, так и остался в отношении исполнительного производства декларацией.
В настоящее время проблему бесплатной правовой помощи пытаются решить посредством возложения соответствующей обязанности на адвокатов. При таком подходе законодателя остается без внимание то обстоятельство, что именно на государстве лежит основная обязанность по обеспечению малоимущих граждан квалифицированными представителями, а иные субъекты и общественные институты должны играть в этом процессе вспомогательную роль. Тем более важна роль представителя в исполнительном производстве, где для судебного пристава-исполнителя необязательно даже среднее юридическое образование, а государство далеко не всегда принимает на себя обязательство по контролю за действиями органов исполнения. Наличие юридических клиник при учебных заведениях несколько спасает ситуацию, но даже в тех случаях, когда гражданин может оплатить расходы по квалифицированной правовой помощи, остается открытым вопрос об их взыскании с противоположной стороны, так как Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не называет эти расходы в числе исполнительных.
В качестве совета взыскателям, с помощью представителя получившим быстрое и своевременное исполнение, можно предложить расширительное толкование подпункта 2 п. 2 ст. 82 Федерального закона «Об исполнительном производстве», который относит к числу расходов, взыскиваемых с должника, оплату работы переводчиков, понятых, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к совершению исполнительных действий. Однако, вопрос о том, согласится ли с подобным толкованием орган исполнения и суд, остается открытым.
2. Сторонам исполнительного производства следует знать и шире использовать предоставленное законом право обжалования действий судебного пристава-исполнителя, учитывая при этом весьма короткий 10-дневный срок на обращение за судебной защитой. Реже, но иногда по незнанию пропускается и другой срок – предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению, установленный ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве», что влечет за собой возвращение исполнительного документа без исполнения. К сожалению, далеко не всегда судебным приставом-исполнителем разъясняются субъектам исполнительного производства их права и обязанности. Казалось бы, чего проще – при возбуждении исполнительного производства вручать взыскателю и должнику не только постановление о возбуждении исполнительного производства, но и выписку из закона об исполнительном производстве по правам, обязанностям сторон и порядку обжалования действий органов принудительного исполнения. Принимая во внимание, что сегодня этого не происходит, можно порекомендовать субъектам исполнительных правоотношений самостоятельно изучить хотя бы Федеральный закон «Об исполнительном производстве», заявив ходатайство о его предоставлении судебному приставу-исполнителю. При этом сторона исполнительного правоотношения сможет избежать, по крайней мере, тех ошибок, которые связаны с незнанием основ исполнительного права.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.