Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 111

Трудно сейчас однозначно сказать, будет ли принята разработанная стратегия на нынешней сессии Генконференции, тем более, что параллельно с ней предлагается рассмотреть и утвердить Комплексную стратегию борьбы против расизма, дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Вряд ли следует в этой аудитории раскрывать органическую взаимосвязь этих двух разработанных ЮНЕСКО документов. Я имею в виду, в частности, проблему социокультурной интеграции трудовых мигрантов, проблему обеспечения баланса прав и обязанностей принимающих и интегрируемых сообществ, нерешенность которой создает немало дестабилизирующих моментов и у нас и во всей Европе в целом.

Хотел бы в этой связи отметить, что задачи налаживания совместного противодействия нарастанию ксенофобии и расизма в контексте борьбы с международным терроризмом были определены в подписанном 5 февраля с.г. ЮНЕСКО и Верховным комиссаром по правам человека   Меморандуме о взаимопонимании. Одним из первых проявлений налаживаемого взаимодействия стало проведение этими двумя организациями международного семинара по проблемам расизма и ксенофобии в Европе. Он прошел 19-20 февраля в Москве и принял ряд весьма интересных рекомендаций, в том числе о проведении в 2004 году общеевропейской конференции по социокультурной интеграции трудовых мигрантов. Возможно, она так же состоится в Москве.

Возвращаясь к вопросу о стратегии ЮНЕСКО по правам человека хочу сказать, что ее принятие Генконференцией открывало бы новые возможности для получения от ЮНЕСКО содействия по целому ряду направлений работы в области образования по правам человека.  

Во-первых, речь может идти о получении консультативной и технической помощи в разработке национальных планов действий по образованию в области прав человека в соответствии с рекомендациями УВКПЧ.

Во-вторых, ЮНЕСКО была бы готова поддержать разработку и осуществление   образовательных проектов на национальном и субрегиональном уровнях в целях интегрирования теории и практики прав человека во всю учебную среду (как по содержанию программ, так и по организации учебного процесса).

Наконец, в третьих, предлагается привлечь ЮНЕСКО к проведению  специального международного исследования по разработке показателей для оценки качества образования в области прав человека и практики реализации права на получения такого образования.

Отдельно следует сказать о намерении ЮНЕСКО существенно расширить взаимодействие с существующими и создаваемыми сетями сотрудничества образовательных учреждений, групп и общин. Предполагается, что будут приняты конкретные программы поддержки таким сетям в распространении передовой практики и новаторских педагогических подходов (прежде всего в системе неформального образования), в пересмотре учебников и методик. Весьма амбициозна и заманчива поставленная задача объединения таких сетей в некую суперсеть, действующую в режиме он-лайн с использованием новых технологий коммуникации с привлечением ведущих экспертов и практиков международного уровня.

Хотел бы отметить, что вне зависимости от перспектив принятия новой стратегии ЮНЕСКО у российских организаций, занимающихся образованием по правам человека есть неплохие перспективы получения поддержки и от Бюро ЮНЕСКО в Москве и от Российской к9миссии по делам ЮНЕСКО. В частности, уже есть определенные возможности для того, чтобы попытаться совместными усилиями добиться содействия от Секретариата ЮНЕСКО и от Всемирного университета ООН в Токио в создании общероссийской (или даже в масштабе СНГ) сети образовательных центров по правам человека (по примеру аналогичной сети, уже созданной в АТР), а также в проведении международной экспертизы образовательных стандартов по правам человека для высшей и средней школы.

Возможно, что материалы и рекомендации нынешних обсуждений будут способствовать переводу сотрудничества с ЮНЕСКО в этой области на практическую основу.

А.Ю.Сунгуров, Санкт-Петербург

Как добиться признания предмета "Права человека" в университетах России?