Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 96

На грани веков ХХ  и  ХХI  в   России прошла очередная  модернизация  общества: в политике произошел   переход от тоталитаризма к  демократии, в культуре -  смена ориентиров с этатизма на гуманизм ( увы, политическая ситуация последних лет  свидетельствует о законе «отката» демократии и демонстрирует сакрализацию верховной власти).

Реформация периода «перестройки» коснулась и сферы образования. Произошла замена авторитарной воспитательной  и просвещенческой образовательной парадигмы на личностно-ориентированную. Стратегия современного образования  идет по пути от унитарного и единообразного обучения к индивидуализации,   к плюрализму и толерантности.  Современные педагоги мечтают вырастить человека действенного, творческого - Homo creator, способного самореализоваться  и защитить себя в  нынешней, не самой легкой  и спокойной жизни. Правильнее было бы назвать этот процесс  антропологизацией  образовательной политики.

Огромным потенциалом для раскрытия тем прав человека обладает история. Казалось бы именно история России  и ещё ряд обществоведческих дисциплин  (политология, социология, культурология, философия) смогли бы дать практический материал и мировоззренческие основы для усвоения норм и правил жизни человека в обществе разных типов – от деспотий до ожидаемого гражданского.  К сожалению, традиция русской и советской историографии сформировала парадигму, где прошлое России преподносилось как история государства,  а не как история страны и людей, населяющих её.

До сих пор не решена и проблема деперсонификации российской истории. О каких правах человека может идти речь, если и самих «людей» в текстах учебника единицы.  И это, как правило, лидеры государства. Остальные – народ, массы. А особенно вопиющее положение с гендерным равновесием. Российская, да и европейская история андроцентричны. Проведенная студентами историками Поморского государственного университета (г. Архангельск) гендерная экспертиза учебной литературы показала, что в ряде новых учебных изданий женских имен  почти нет. Например, в учебнике «История России ХХ век» В.П. Островского, А.И. Уткина – М., 1999 нам удалось насчитать всего  пять женских имен.: в  «История России ХХ век» под редакцией В.П. Дмитренко - М., 1996 (вузовский учебник, рекомендованный Государственным комитетом РФ по высшему образованию в качестве учебного пособия   для студентов-историков) женских персон еще меньше. И как ни странно, но меньше всего представлены женщины в российской истории ХХ века. Подобное положение вещей объясняется не столько незнанием женских персонажей или нежеланием их ввести в Российскую историю, сколько подходами к репрезентации  самой этой истории.  Российское прошлое, изучаемое в школах и вузах - это большей частью политическая и экономическая история; история государства, а не история людей в нем. Статусность же женщин и мужчин в российском государстве всегда была различна. И дискриминация женского пола в государственных структурах и общественной жизни России спроецирована на страницы учебников. Таким образом,  прежде чем обращаться к теме прав человека, и особенно женщин, необходимо решить проблему гуманизации содержания курсов отечественной истории и, по возможности, исправить гендерную асимметрию  ретроспективы российского прошлого.

Кроме того, в российский истории судьбы либерализма были в большинстве периодов печальны. Было бы целесообразно обратиться за историческим опытом  к  догосударственному периоду, когда славяне жили «в народовластии» и остаткам вечевого строя в раннем средневековье. Славянофилы уповали,  к тому же, на  крестьянскую общину, способную защитить права личности перед государством, дать социальные гарантии её членам. Зачастую мы отождествляем понятие «право» и «гарантии», добиваясь, например, в правах детей и женщин именно гарантий их благополучия  и  лишь затем отрабатывая механизмы их  использования.