Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 106

Члены комиссии по правам человека в Республике Карелия принимали активное участие в создании и публикации Докладов « О правах человека в Республике Карелия».

Некоторые лекции правозащитной тематики читаются в рамках деятельности правозащитных и других общественных организаций, таких, как «Карельский союз защиты детей», «Карельское Общество солдатских матерей», «Правозащитный союз Карелии», «Общество «зеленых» Карелии», Карельский центр гендерных исследований   и др.  Безусловно, большую помощь в чтении спецкурсов и отдельных лекций по правам человека оказывает профессорско-преподавательский состав юридического факультета Петрозаводского госуниверситета и другие Вузы Карелии.

Личный опыт участия автора в работе комиссий по вопросам улучшения положения женщин в Республике Карелия и по помилованию, показывает, что люди, имеющие более высокий образовательный уровень реже идут на совершение преступных деяний, а попав в кризисную ситуацию быстрее из нее выходят и адаптируются в социуме.

2.8.  Национальные и международные механизмы развития обучения правам человека.

Т.А.Бажан. г.Красноярск

Вузовские  образовательные стандарты и проблема прав человека

В «Предложениях по дополнению Государственных образовательных стандартов по юридическим специальностям»[19] содержатся рациональные предложения, призванные дать выпускнику юридического вуза необходимые знания в области прав человека. Это позволит не только расширить профессиональную эрудицию специалистов в сфере юриспруденции и правоохранительной деятельности, но и наполнит их сознание качественно новым нравственным содержанием.

Тем не менее, подготовка юристов, компетентных в сфере прав человека, решает лишь часть задачи гуманитарного и гражданского развития нашего общества: культура уважения человека и его прав может стать общественным достоянием, если будет свойственна не только довольно узкому слою специалистов, профессионально работающих в сфере права, а всему обществу, каждому его члену.

Самым эффективным средством образования и воспитания будущих обладателей высшего образования, безусловно, является введение соответствующих курсов (по примеру преподавания дисциплин, посвященным проблеме прав человека в юридических вузах МВД России; такой курс, например, преподается в Сибирском юридическом институте МВД России) в программы всех неюридических специальностей. Но качественное решение такой проблемы невозможно осуществить в короткие сроки: специалистов в данной области явно недостаточно и для юридических факультетов.

Кроме того, проблема прав человека является многоаспектной. Сведение таковой только к юридической стороне, вряд ли оправдано. Современное российское общество нуждается в специалистах, которые не только знают технологию защиты прав, но и способны осознавать права и свободы человека как высшую ценность, обладают нравственной культурой уважения к человеческой личности. Поэтому проблема прав человека не может быть решена лишь в рамках совершенствования юридического образования. Для решение проблемы прав человека необходимо также использовать междисциплинарный подход. Процесс подготовки специалистов, компетентных в области прав человека, должен задействовать социально-философские, нравственно-аксиологические и воспитательно-мировоззренческие возможности вуза.

1. Для разработки образовательно-воспитательного комплекса по проблеме прав человека для неюридических специальностей российских вузов использовать опыт, накопленный в этой области в сфере юридического образования. В том числе и «Предложениях по дополнению Государственных образовательных стандартов по юридическим специальностям», разработанных членом Общественного экспертного совета по гражданскому образованию и образованию в области прав человека при Комитете по образованию и науке Государственной Думы РФ А.Я.Азаровым (апрель 2003 г.), адаптированных для различных вузовских специальностей.