Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 109

На основе рекомендации Венской конференции, а также в целях координации усилий по образованию в области прав человека Генассамблея ООН объявила в 1994 году Десятилетие образования в области прав человека.

Среди основных целей Десятилетия можно выделить такие как глобальная оценка потребностей и разработка эффективных стратегий развития образования в области прав человека на всех уровнях школьного и профессионально-технического обучения, координация разработки учебных материалов, укрепление роли и возможностей СМИ в данной сфере, глобальное распространение Всеобщей декларации прав человека на максимально возможном количестве языков и создание Добровольного фонда ООН для образования в области прав человека.

Был принят План действий на Десятилетие, в котором образование в области прав человека определяется как усилия по обучению, распространению и информированию, которые предпринимаются для создания всеобщей культуры прав человека путем привития знаний и навыков, направленных на

- укрепление уважения к правам и свободам человека, всестороннее развитие человеческой личности и чувства человеческого достоинства,

- содействие взаимопониманию, терпимости, равенству полов и дружбе между нациями, коренными народами и расовыми, национальными, религиозными и языковыми группами,

- обеспечение для всех людей возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества,

- содействие мероприятиям ООН, направленным на поддержание мира.

План предусматривает реализацию ряда конкретных мер на национальном уровне: принятие национального плана действий, учреждение национальных координационных центров по образованию в области прав человека, а также информационных и учебных центров.

В Плане закреплен всеобъемлющий подход к проблеме, учитывающий неделимость и взаимозависимость всех общепризнанных прав человека. При этом проводится мысль о том, что теоретические знания в области прав человека должны подкрепляться практическими. Основной упор делается на подготовку сотрудников органов государственной власти, а также уязвимых групп населения.

Реализация целей Десятилетия возложена на правительства и НПО при координирующей роли Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. Практическая деятельность Управления в этой области заключается в распространении информации и создании баз данных, представлении ежегодных докладов Комиссии ООН по правам человека по осуществлению Плана действий (на сегодняшний день представлено 17 таких докладов), взаимодействии с другими учреждениями системы ООН по развитию образования в сфере прав человека, оказании содействия в укреплении национального потенциала по защите прав человека. Кроме того, по инициативе УВКПЧ запущен и успешно действует проект "Совместная помощь общинам", предусматривающий выделение микрогрантов (в размере до 5 тыс. долл. США) организациям на местах, занимающихся вопросами образования в области прав человека (данный проект реализуется в 29 странах). За последний год Управление, помимо прочего, подготовило пособия для судей, прокуроров и адвокатов "Права человека в системе отправления правосудия" и для сотрудников пенитенциарных учреждений "Права человека и тюрьмы".

В 1997 г. были разработаны Руководящие положения для поддержки: национальных усилий по образованию в области прав человека, в которых предлагается стратегия по разработке национальных планов действия и очерчен ряд принципов, которые должны лежать в основе такого плана.

Что касается других аспектов деятельности УВКПЧ в этой области, то здесь преобладает общесистемный подход, предполагающий участие практически всех учреждений системы ООН в деятельности по развитию  образования в области прав человека. УВКПЧ активно взаимодействует с  ЮНЕСКО, ПРООН, УВКБ, ЮНИСЕФ, МОТ, Всемирным банком, а также с  Интерполом и МККК.

Основное техническое и консультативное обслуживание проводится по линии Программы ООН по техническому содействию в области прав  человека, в рамках которой государствам оказывается помощь в учреждении ]национальных правозащитных институтов, предоставляются экспертные услуги, организуются курсы по повышению квалификации, различные семинары, выделяются гранты, оцениваются внутренние потребности в  области прав человека.