Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 10

И.В.АВЕРКИЕВ

Я согласен.

И.И.ВОРОНЦОВ

Вот именно это я и хотел уточнить.

И второе – по поводу позитивного права и естественного права. С одной стороны, да, конечно, источник не виден. Но, с другой стороны, на сегодняшний день то, что закреплено в международных документах, это можно назвать в общем-то позитивным международным правом. На сегодняшний день нет необходимости нам чрезмерно философствовать и обращаться к религии или морали. Слава Богу, на сегодняшний день есть прецедентное право Страсбургского суда и Комитета по правам человека в Нью-Йорке. В общем-то, у нас это достаточно позитивное право, и российскому чиновнику и юристу мы можем показать, что вот Конституция, вот прецеденты, и вот международное право, и не всегда мы можем философией убедить.

И.В.АВЕРКИЕВ

Я согласен, что в большинстве случаев нарушения прав человека мы можем апеллировать к позитивным правам, безусловно. Но, скажем так, на границах постоянно, ежедневно возникают ситуации, которые не описаны международным правом. Допустим, право на частную жизнь. Есть территориальное право на частную жизнь, касающееся неприкосновенности жилища. Сейчас поднимается вопрос о рабочем месте, неприкосновенности рабочего места как части моего жилища, моей частной жизни. И всё, и начинается масса проблем. И мы вынуждены будем уйти в философское обоснование, в этическое обоснование, еще в какое-нибудь обоснование.

И.И.ВОРОНЦОВ

Я согласен. Но все равно есть очень богатое прецедентное право. По какой-то статье Европейской конвенции сейчас у нас право на частную жизнь – это уже и право на здоровье, оказывается, и право на какие-то экологические моменты. То есть все-таки я с вами согласен, но очень часто в позитивном праве есть больше, чем просто праве.

И.В.АВЕРКИЕВ

Согласен.

О.Ю.МАЛИНОВА

Мне интересно то, что сейчас возникла эта дискуссия. Я не буду сейчас на нее реагировать, потому что это касается того, что я буду говорить.

А вопрос мой или, может быть, сомнение моё касается вопроса о выделении предмета прав человека. Вот я все-таки как-то не согласна с тем, что плоскость прав человека – это плоскость отношений между личностью и государством или даже в более широкой постановке вопроса – личности и власти. Мне представляется, что права человека – это то, что касается базовых условий свободы личности. И, соответственно, по-разному в разных поколениях прав понимается эта свобода, то есть речь идет именно об обеспечении условий этой свободы. Строго говоря, когда мы говорим о правах человека, ведь охранять эту свободу надо не только от государства, и не только от власти. Очень часто ее надо охранять от незаконного вмешательства других индивидов или негосударственных организаций. Это не просто поле властных отношений, а это шире – поле социальных коммуникаций, в котором нам надо выделить определенные рамки, определенные правила, позволяющие сохранять свободу так, как мы ее сейчас понимаем, потому что на самом деле понимание того, что надо для того, чтобы я был свободным, оно и исторически меняется, и, наверное, в рамках каждой культуры оно своё.

И.В.АВЕРКИЕВ

Вы, наверное, заметили, я слово "предмет", когда говорил о взаимоотношениях "человек – власть" все-таки не произносил, потому что есть проблема предмета. Я просто сказал об отношениях, которые регулируют права как нормы. Действительно, тут проблема есть, но я все-таки еще бы сказал. В моей внутренней иерархии свобода стоит за человеческим достоинством. Она производна от него в том смысле, чтобы, будучи свободным, не вести достойную человеческую жизнь. Но первично достоинство человеческое, а не свобода. Оно инструмент для достоинства.

А.Ю.СУНГУРОВ

Уважаемые коллеги, на мой взгляд, есть хорошая затравка для дальнейшей дискуссии. Я надеюсь, что примерно в таком ключе будет и весь наш день. Но время течет, и поэтому я хотел бы предоставить слово Игорю Юрьевичу Козлихину, профессору юридического факультета. И нужно сказать, что когда мы с Александром Владимировичем Шишловым обучались на юридическом факультете, получая второе образование, как раз Игорь Юрьевич был одним из преподавателей, и как раз от него я многое впервые услышал об естественных правах, что для меня как физика было некоторым открытием.