Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 54

Может быть, меня куда-то заносит, и я говорю больше, чем надо. Попытаюсь немножко еще укоротить. Итак, в моем представлении существуют несколько вариантов. Например, сейчас Центр «Стратегия» будет делать программу подготовки специалистов аппаратов уполномоченных, существуют соответствующие проекты московской школы прав человека. Это достаточно краткосрочные варианты. Они, безусловно, важны, но хотелось, чтобы, может быть, в финальном документе нашего круглого стола мы бы озвучили свою позицию, что все-таки необходима более академическая работа в этом направлении при большем согласовании с коллегами из международных организаций и других стран, потому что такой опыт есть.

Я просто коротко скажу. Совсем рядом в городе Турку существует Институт прав человека, который является официальным информационным и академическим центром ООН, где именно юридическая часть, где, например, руководит институтом член комитета по правам человека ООН, существуют региональные аспирантуры, магистратуры. На сегодняшний день это в Сараево – для юго-восточной Европы. Как я уже упомянул, есть в Африке. Существуют очень интересные программы в Латинской Америке и программа Евросоюза, например, где мне удалось пройти обучение. И очень жаль, что на уровне СНГ, вследствие того, что политическое руководство, видимо, не заинтересовано, не удается на сегодняшний день прийти ни к каким политическим решениям. Юристы этой темой фактически не занимаются. Социологи и философы – они пишут статьи, но иногда обидно просто, что некоторые вопросы уже имеют практическое решение, есть прецеденты, и если бы все-таки эти специалисты работали в связке, и все-таки удалось бы прийти к консенсусу, что да, определение прав человека дать, наверное, невозможно, но, может быть, все-таки мы готовы к тому, чтобы сказать: да, это международное право, да, это международный билль о правах, и вот уже от этого как-то двигаться, потому что существуют работы, существует практика, и хоть что-то твердое, потому что вот эта аморфная масса – она никому не помогает, и любой человек на улице скажет, что вы занимаетесь ерундой, ничего такого не бывает, и покажите вашу основу.

Вот это основное, что я хотел бы сказать, чтобы это стало серьезной научной дисциплиной, где был бы предмет, где были бы реальные выводы, и чтобы это работало на нашу страну. Может быть, это основное.

А.Ю.СУНГУРОВ

Спасибо большое.

У меня две информации.

Первая позиция. На мой взгляд, в Петербурге, еще ладно, но в России, чем дальше в глубину идешь, чем дальше ссылка на международные документы, на международные стандарты, это будет отторжение, причем отторжение воинственное правосознания. Ах так? – А мы не такие. А тут еще про Олимпиаду… Мы им покажем!

Поэтому позиция понятна и нормальна, она должна проходить, но без обсуждения, на мой взгляд, этого в среде, как это, с точки зрения правопонимания, правосознания, адаптируется к условиям, может только вызвать реакцию очень часто отторжения. Это первое. По сути, я согласен, а форме это надо очень выяснять.

Вторая информация. Может быть, не все знают, но как раз благодаря нашим совместным усилиям с Игорем и Дмитрием, буквально 19 февраля ученый совет философского факультета утвердил создание Центра гражданского образования и прав человека. Я надеюсь, мы с профессором Мутагировым сможем сотрудничать, тем более, что начало положено. Но опять-таки идея возникла центра прав человека, исходя из того, что нет у нас такой структуры, которая бы этим занималась. Но даже уже в беседе с деканом, обсуждая с кафедрами, нам говорят: нет, нельзя! Что это такое? Вот нашли такой компромисс. На самом деле он хороший для нас, потому что мы и этим, и этим занимаемся – Центр образования и прав человека. Но просто Центр прав человека – он встретил сопротивление руководства самых прогрессивных кафедр факультета.