Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 103

Составляющими механизма защиты и самозащиты человека от современного насилия должно стать правовое просвещение и правовое образование граждан в области прав человека, включение в учебные планы и программы школ, колледжей, вузов таких дисциплин, как «Права человека: теория, история, практика», «История правозащитного движения в СССР и России», «Как защитить свои права», «Право на обращение в Европейский Суд по правам человека», «Права ребенка», «Права женщин», «Российское гуманитарное право» и др. Данная дисциплина, которая при всех вариантах может быть, в целом, названа «Права человека в России: основные проблемы теории, истории и практики», актуальна и необходима сегодня в каждом вузе, так как среди основных задач высшего образования в России приоритетную роль должно занимать правовое просвещение. Данный курс должен нацеливать студентов на отстаивание своих прав в современном российском обществе в любой ситуации, на изучение конкретной ситуации близких лиц, права которых нарушаются. Правовое просвещение в духе толерантности, ненасилия и гуманного отношения к человеку должно стать реальностью, основой утверждения общечеловеческих ценностей.

К сожалению, до сих пор в России не принята Федеральная концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека, не определена современная концепция прав человека, которая в западноевропейском, американском вариантах носит эволюционный, открытый (для дополнения новыми правами) характер. Именно такая концепция может стать стержнем государственной политики, изменить ее приоритеты, нацелив на ратификацию целого пакета международных стандартов в области прав человека (Европейской социальной хартии Совета Европы, ряда конвенций ООН о правах женщин, о правах ребенка, правах инвалидов, правах заключенных и др.), на развитие институтов Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации как механизмов контроля государства со стороны гражданского общества. Оставляет желать лучшего ситуация с изучением курса «Права человека» в системе российского образования. Сегодня для обучения этому предмету студентов (в этом плане идеальной является система непрерывного обучения правам человека, начиная с дошкольного возраста) крайне необходимыми материалами и средствами технического оснащения можно назвать следующие: 1) формирование электронной энциклопедии «Права человека: теория, история, практика»; 2) подготовка пособий, рекомендаций женщинам, детям, инвалидам, заключенным, репрессированным и другим социальным группам о защите и самозащите прав человека; 3) издание правового наследия России, учебников, пособий по курсу «Права человека», 4) ознакомительная практика студентов в Аппарате Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, в правозащитных организациях; 5) проведение мониторинга соблюдения и нарушения прав человека в конкретном регионе, субъекте РФ; 6) создание обучающих методик по правам человека; 7) создание при юридических вузах (факультетах) юридических клиник (общественных юридических консультаций) как баз учебной производственной практики студентов; 8) подготовка пособий по ролевым играм в обучении правам человека.