2. В ГСЭ неюридических специальностей целесообразно включить отдельные дидактические единицы (важнейшие сведения о проблеме прав человека) в общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Соответствующие дисциплины обладают замечательными возможностями для формирования целостного представления о правах человека как о реальной высшей ценности общества, сформировавшейся в ходе его исторического развития.
3. С учетом дополнения стандартов образования должны быть скорректированы учебные программы по данным дисциплинам.
4. Причем, есть смысл учесть и возможности спецкурсов и факультативов, в программе которых уместно рассмотрение различных аспектов прав человека. (Так, например, «Религиоведение», преподаваемое в настоящее время во многих учебных заведениях, вполне органично включает вопросы, непосредственно связанные с проблемой прав человека, ее историческим развитием и возможностями реализации таковых.)
5. Таким образом, до тех пор пока не появится возможность преподавать в каждом вузе полноценный курс по правам человека, возможно создание интегративного курса (без выделения специальных часов и ставок) представляющего собой полноценное освещение знаний в области прав человека, преподаваемых не только юристами, но и представителями тех наук, сведения которых составляют неотъемлемую часть данной проблемы. (Прежде всего речь идет о курсах философии, культурологии, истории, психологии.)
6. Предложения по введению в учебные программы знаний в области прав человека рискуют остаться предложениями, если не будет разработан механизм координации и контроля за осуществлением такой работы. Компетентный контроль за соответствующим изменением учебных программ может осуществить аппарат Уполномоченного по правам человека в регионе.
7. Не стоит недооценивать творческие и пропагандистские возможности научно-студенческих конкурсов по проблемам прав человека. Такие конкурсы проводятся (например, соответствующий конкурс, проводимый обществом Красного Креста). Их недостатком является узкий тематический характер работ, ограничивающийся преимущественно юридическими аспектами проблемы прав человека. Необходимо проведение таких акций (как регионального, так и российского и международного уровней), в которых бы участвовали работы не только по правовым проблемам прав человека, но по философским, историческим, экономическим, социологическим, психологическим и др. аспектам данной проблемы. Престиж таких конкурсов может обеспечить не только материальная сторона (денежные призы лауреатам), но и помощь наиболее успешным и компетентным его участникам, например, в трудоустройстве. Информация о таких конкурсах должна поступать не только в юридические вузы, но и в другие учебные заведения.
А.А.Власов
Международное сотрудничество в области образования по правам человека
На сегодняшний день международное сообщество располагает поистине огромной базой обязательных и рекомендательных международно-правовых документов в области прав человека, существует разветвленная система международных органов и механизмов, осуществляющих мониторинг за выполнением этих документов и их имплементацию на национальном уровне. Проводится обширная экспертная работа по разработке новых соглашений и норм в этой сфере. Вместе с тем, достигнутый прогресс в плане установления универсальных правочеловеческих стандартов, к сожалению, далеко не соответствует реальному уровню знаний и информированности населения, включая государственных служащих, о правах человека вообще и о международных правозащитных механизмах в частности. Эта проблема приобрела достаточно чувствительный характер, на ней заостряют внимание в международных межправительственных и неправительственных организациях по правам человека, экспертных органах системы ООН. Ее решение является одним из приоритетов в деятельности Управления Верховного комиссара ООН по правам человека.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.