Проблемы. Каждый правозащитник, который принимает людей сколько-то раз в неделю, сталкивается с первой проблемой – это проблема идентификации. То есть к нам приходит человек и что-то спрашивает. И я думаю: это моя проблема или это не моя проблема, он поднимает вопрос прав человека или не поднимает? Самая простая позиция – это просто помогать всем. Тогда правозащитная организация превращается в юридическую клинику для бедных и всё, и этим всё заканчивается в правозащите. Кстати, очень многие наши организации пошли по этому пути и на этом пути до сих пор находятся.
Итак, приходят к нам люди. Что они понимают под правами человека? Прежде всего, самый широкий подход – это всё, что про справедливость. По их мнению, права человека – это поиск справедливости. Если я считаю, что со мной несправедливо поступили, это, наверное, про права человека, и я иду в правозащитную организацию. То есть, скажем так, это очень привычный для наших граждан подход. Раньше распределяли по справедливости с точки зрения манифеста коммунистического, теперь та же самая задача у простого человека – распределять по справедливости с помощью прав человека. Вот с этим к нам приходят, чтобы мы помогли по справедливости распределить какую-то госпомощь.
Под правами человека понимают нечто, что помогает защитить любые мои интересы. Вот я считаю, что мои интересы кто-то ущемил (государство, сосед, еще кто-то), и у меня проблема с моими интересами, с их реализацией, я иду в правозащитную организацию. Сейчас это, допустим, земельные споры, имущественные споры и т.д.
Затем очень распространенный подход, что права человека – это все юридические права. Вот я столкнулся с чем-то, чувствую, что это что-то юридическое, значит это что-то про права человека. Вот я попал в поле юриспруденции, значит это права человека, тем более, что здесь есть что-то такое со справедливостью связанное. Допустим, когда мы пытаемся объяснить человеку, что его спор по поводу квартиры с собственной племянницей – это не наши проблемы, он говорит: как же, ведь у меня есть такое юридическое право, сякое юридическое право и т.д.
Следующий подход. Когда люди думают о правах человека, они вспоминают, имеют ли они социальное право, а социальные права понимаются прежде всего в смысле моей претензии на какую-то часть государственной помощи, поддержки, социального «пирога» и т.д. Права человека – это то, что позволяет мне по справедливости что-то взять у государства. Это всё, что касается льгот, всевозможных привилегий, пенсий, пособий и т.д. Вот это понимается под правами человека.
То есть, скажем так в заключение, если иметь в виду тех людей, которые к нам приходят, их представление о правах человека – это некое такое представление о народном праве. Вот есть несправедливое государственное право, государством спускаемое на нас, и есть некоторое стихийное представление о настоящем справедливом праве, народное представление. Так вот, предполагается, что права человека подходят максимально близко к этому народному представлению о праве.
Это то, что касается потребителей наших услуг, скажем так, правозащитных.
Теперь о самих правозащитниках, там тоже в головах происходит практически то же самое, о чем я сказал, но более концептуально, развито, с более серьезным объяснением позиций.
Здесь самая главная проблема – вот эта проблема социализации человека, у нас именно, в России. Что я под этим понимаю?
Прежде всего, просто практически многие организации правозащитные, следуя за спросом, сконцентрировали свою деятельность на защите социальных прав. Вот первый аспект социализации в том, что из всего объема прав человека берутся права второго поколения, основные человеческие, финансовые, материальные ресурсы многих правозащитных организаций направляются именно на защиту социальных прав. Это первый аспект социализации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.