Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 92

2. Вторым аспектом неготовности преподавательского корпуса к введению курса прав человека является глубоко въевшаяся привычка к авторитарному отношению к студентам.

В третьих, к сожалению, приходится говорить, что и сами студенты не готовы к подобной дисциплине. Живя в обществе и государстве, которые ещё очень сильно не дотягивают до гражданского и правового, молодые люди редко становятся свидетелями успешной защиты гражданами своих прав, и часто - свидетелями их нарушения. Посему они  не видят смысла в изучении прав человека и право, в целом, за исключением наиболее утилитарных аспектов, эти дисциплины ещё во многом воспринимаются, как курсы «ненужных вещей».

К проблемам преподавания прав человека, свойственным всей системе высшего образования в РФ, необходимо прибавить проблемы, возникающие собственно в рамках высшего медицинского образования.  Во первых, сама специфика медицинской деятельности предполагает, обеспечение прав человека, в качестве своей цели, и риск нарушения прав человека. Отсюда сложность и нерешённость проблем  возникающих при обеспечении прав человека в сфере здравоохранения и соответственно при преподавании прав человека. Так кроме уже названных проблем эвтаназии и искусственного прерывания беременности, есть ещё проблемы связанные с генетическими исследованиями и клонированием, проблемы вегетативного и терминального состояний, пособничества врачей при самоубийствах, проблемы связанные с искусственным оплодотворением и суррогатным материнством, проблемы транспланталогии и.т.д.

Во вторых, медики в России, к сожалению, также склонны к авторитарности в отношениях с пациентами, как и педагоги в отношениях со студентами. 

Однако всё вышесказанное, отнюдь не означает, что граждане России или медики по своему менталитету, по своим ценностным установкам не готовы принять идею прав человека. Человеческое достоинство и свобода, несмотря на все ньюансы являются общечеловеческими ценностями. Как представляется, проблема в России состоит не в наличии особой иерархии ценностей, а в отсутствии у весьма значительной части населения какой либо иерархии ценностей, да и самих ценностей за исключением сугубо утилитарных.

Выход может быть найден путём согласования введения курсов прав человека с гуманитаризацией и гуманизацией всей системы образования в России, начиная с начальной школы. В сфере медицинского высшего образования, возможно, была бы полезна интеграция курсов «Биоэтики», «Права прав человека», «Гуманитарного права», «Правоведения» либо их взаимное согласование и согласование всех их вместе с дисциплинами «Философия», «Культурология», «Психология», «Социология». Но для начала,  усилием имеющихся элементов гражданского общества необходимо добиться, хотя бы полноценного введения курсов «Права прав человека» и «Гуманитарного права», в качестве обязательных в рамках высшего медицинского образования

Исаенкова О.В., Саратов

Защита прав граждан в исполнительном производстве: проблемы преподавания и перспективы развития

О действенной защите прав и охраняемых законом интересов граждан можно говорить лишь тогда, когда государство обеспечивает не только качественное правосудие, но и своевременное исполнение вынесенных в результате правоохранительной деятельности актов. К сожалению, далеко не всегда права граждан, подтвержденные именем Российского государства в судебном решении, претворяются в действительность.

Многие проблемы практического характера во многом обусловлены тем, что сама отрасль исполнительного права, как и составляющее ее основу исполнительное законодательство, недостаточно разработаны. Исполнительный кодекс РФ находится в настоящее время в начально-проектной стадии. Преподавание студентам-правоведам  исполнительного права также оставляет желать лучшего. Специальный курс «Исполнительное производство» не является обязательным в системе высшего юридического образования, следовательно, преподается далеко не во всех юридических вузах. Непосредственно проблеме защите прав граждан в исполнительном производстве в единственно существующем учебнике по данному предмету (издательство «ЮристЪ» 2001 г.) уделено 7 страниц.