Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 79

Навыки, полученные студентами в курсе «Теория и практика общественного участия», далее должны получать развитие в курсах «Планирование кампаний в СО», «СО в НКО» (8-9 семестры). На базе данного курса возможна подготовка курсовых и дипломных проектов в мастерской А.Карпова. Кроме того, постепенно в практику вводится общее требование к дипломным проектам – описывать законодательство, регулирующее деятельность по СО, в том числе, с точки зрения соблюдения прав человека. Вопросы по данной дисциплине пока не включены в список вопросов для выпускного госэкзамена, но, вероятно, войдут в него в 2004 году.

Интеграция дисциплины в академической среде.  Создание данного курса было совместной инициативой руководства вуза и преподавателя. Разработка велась «под заказ», однако исходно планировался курс «Связи с общественностью в сфере экологии», который рассматривался как одна из дисциплин специализации. В 2001/02 и 2002/03 учебных годах  были получены стипендии Civic education project на доработку и развитие данного курса (как экологической дисциплины). В настоящее время курс не выделяется среди всех прочих, не является чем-то «особым» для коллег и руководства факультета, однако, нельзя сказать, что все преподаватели понимают и разделяют его содержание. Дополнительные возможности для интеграции предоставляет предстоящее внедрение системы управления качеством образования, поскольку в рамках курса изучаются необходимые методы и подходы.

Учащиеся стабильно оценивают преподавание по данной дисциплине «хорошо» и «очень хорошо», однако это связано не столько с содержанием, сколько с интерактивными методиками на занятиях и четко сформулированными требованиями к студентам. Специальный интерес к теме прав человека, как правило, отсутствует, однако у определенного процента учащихся (10-20%) он «просыпается» на теме «права студентов». Как правило, это связано с какими-то локальными конфликтами с администрацией и зависит от личной активности студента, с одной стороны, и сплоченности курса – с другой. Внутренние профессиональные мотивации освоения темы практически отсутствуют, поскольку студенты не получают стимулов к этому от потенциальных работодателей. Общий интерес на занятиях поддерживается, скорее, представлениями о необходимости «справедливости» и творческими практическими заданиями, несмотря на то, что комментарии о практической, «прагматической» ориентации дисциплины повторяются на каждом занятии.

Барьеры и возможности для продвижения данного курса в вузе. Основные проблемы связаны с отсутствием активного спроса[11] на специалистов в данной области. Выпускники и студенты, приходящие на практику, сталкиваются с барьерами непонимания у своих работодателей, а иногда и прямыми указаниями «заткнуть общественность». Отсутствие мест практики, малое число положительных примеров снижают мотивацию студентов и делают положение данной дисциплины менее устойчивым. Так же некоторую проблему представляет отсутствие учебников, доступной методической литературы. Наконец, курс продолжает оставаться «авторским», подготовка нового преподавателя потребует не менее года на освоения материала. Другой преподаватель вполне может выкинуть из курса всю его «правозащитную» начинку, даже оставив формальную программу неизменной.

С другой стороны, оригинальность темы, высокая оценка практики преподавания студентами делают дисциплину привлекательной для негосударственного вуза, находящегося в жесткой конкуренции с другими учебными заведениями.

Таким образом, положение дисциплины в данном вузе достаточно устойчиво, но возможности распространения опыта пока ограничены.

С.С. Минц, Краснодар

Права человека и реалии современной вузовской жизни на Юге России