Преподавание прав человека – дело не новое. Существуют документы Организации Объединенных Наций и других международных организаций в поддержку просвещения и образования в области прав человека. Во многих высших учебных заведениях, во многих школах нашей страны уже разработаны и читаются соответствующие курсы. Авторами разрабатываются программы курсов, изобретаются технологии преподавания. Очевидным является и заинтересованность студентов в получении знаний по этой проблеме – с этим они связывают безопасность своего будущего. В чем же сегодня мы видим суть проблемы? Конечно, есть ясные для нас вещи. Во-первых, большинство таких специализированных курсов основано на личной инициативе, никак не поощряемой материально, а порой и морально. Не очень много оснований надеяться, что ряды таких добровольцев будут интенсивно прирастать без всякой поддержки. Во-вторых, требуют распространения уже созданные учебно-методические материалы, многие из которых заслуживают внимания. В-третьих, мы сегодня уже обсуждаем проблему институционализации предмета прав человека – введение его в образовательные стандарты.
Ясными эти проблемы являются потому, что они универсальны для появления любой новой дисциплины: человеческие ресурсы, материально-техническая база, стандартизация… Но в данном случае я вижу ещё одну острую проблему, а именно – что составляет и будет составлять содержание наших курсов. Мы можем показать нашим студентам нормативно-правовую базу защиты прав человека, продемонстрировать какие правозащитные механизмы изобрело человечество, сможем объяснить, что мы понимаем под правами человека – к какому идеалу стремимся. Конечно, такого содержания не достаточно и мы показываем все трудности, с которыми сталкивается эта система – загруженность Страсбургского суда, миротворческие усилия ООН и многое другое. И сразу идеал начинает казаться практически недостижимым – столько лет, столько человеческих усилий, столько ожиданий и надежд. Получается, что предметом нашей дисциплины является процесс, процесс незавершенный, противоречивый, имеющий основательную политическую подоплеку и подчас скрытые от обывателя характеристики. И, на мой взгляд, чрезвычайно опасными будут наши усилия на широкое распространение курсов по правам человека без создания качественного осмысления сути этой дисциплины.
2.6. Особенности преподавания Прав человека для студентов различных специальностей и в рамках профильных курсов.
С.А. Денисов, Тюмень
Изучение вопросов, связанных с правами человека в курсе теории государства и права
Изучение прав человека на юридических факультетах вузов страны происходит в рамках специального учебного курса «Права человека». Однако, этого явно недостаточно. Спецкурс не значителен по объему, в то время как сознание российских граждан очень трудно воспринимает идеи прав человека. Вопросы, связанные с правами человека, должны рассматриваться во всех юридических учебных курсах (особенно публичного права), а так же в курсах философии, социологии, политологии. Значительный вклад в распространение знаний о правах человека, о их реализации в России и стоящих перед обществом задачах в области реализации прав человека могут внести преподаватели курса теории государства и права, который изучается на первом курсе юридических факультетов всех вузов страны. При изучении отдельных тем данного курса можно показать студентам место прав человека в системе правовых явлений и в жизни общества. С правами человека связываются вопросы эволюции государства, позитивного и естественного права, развития правосознания и действия всего механизма правового регулирования.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.