Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 36

Каждая группа образует относительно самостоятельный конституционно-правовой институт, охватывающий определенную сферу жизнедеятельности общества и граждан.

Сходное деление было и в Конституции РСФСР 1979 года, однако перечень прав в данный момент расширен. На первое место выведены личные права.

Что касается личных прав. Их приоритет подтвержден Конституцией. И, наверное, это продиктовано главным образом их назначением – то есть обеспечить автономию личности. Об этом здесь уже говорилось. Значение индивидуальных прав, наверное, в расширении внутренних ориентиров личности, развития личности, самоопределения ее. Естественно, что личные права призваны защищать человека от любого вмешательства в сферу его личной свободы, в том числе и со стороны государства.

Вторая группа – это политические права и свободы. В отличие от личных, они нацелены, естественно, не на обеспечение автономии человека, а на активное его участие в политической жизни страны.

Что касается социальных и культурных прав, то, на мой взгляд, Конституция отразила, наверное, в большей мере, к сожалению, пока декларированные права. Тот широкий круг, который закреплен в Конституции, к сожалению, не обеспечено властью. Невозможно сохранить прежнее положение дел с  рядом прав. И, наверное, в связи с этим нельзя забывать, что, например, бесплатное образование либо здравоохранение, жилье и многие подобные блага ввергают граждан в определенную ностальгию по ушедшим временам. Мы все прекрасно знаем, что новые условия общественной жизни, как ожидалось, не должны были столь сильно повергнуть страну, прежде всего, в экономический кризис.

Вот такая поверхностная характеристика прав, отраженных в Конституции, дает нам возможность понять, что Основной закон нашей страны отражает, пожалуй, передовые традиции конституционализма в целом в европейском доме.

Основной закон определяет прежде всего особое место человека в системе конституционных отношений, выдвигает защиту прав его личности на первое место. Конституция четко говорит, что каждому должна быть дана возможность пользоваться всеми основными правами и свободами, а государство, в свою очередь, обязано защищать эти права. В частности, статья 45 Конституции устанавливает, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, и каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Однако юридическая незащищенность личности перед различными ведомственными учреждениями, чиновниками, государством в целом – факт очевидный для всех, что неоднократно сегодня звучало. Для преодоления этого положения законодатель закрепил в конституционных нормах обязанность государства защищать права личности, обязанность органов государства, то есть всевозможных властных структур, содействовать гражданам в защите прав и законных интересов.

Как раз для реализации этого права, а также в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод, их соблюдения и уважения всеми органами, государственными прежде всего, всеми ветвями власти, если угодно, Конституция учредила новый институт для России – это институт уполномоченного по правам человека. Я думаю, что на данный момент он уже влился в систему защиты права и свобод человека и гражданина, прописан в конституционном тексте.

Подводя итог сказанному, я хочу сказать, что в новой Конституции, по которой мы живем вот уже 10 лет (всё еще она новая), речь идет как бы, наверное, об эффекте опережающего действия, то есть создатели заложили в Конституцию все необходимые институты, все необходимые механизмы для дальнейшего развития страны. И, по всей видимости, на государственные органы, на общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции. Прежде всего, Конституция призвана направлять и стимулировать развитие права в целом. Сегодня или вчера говорилось о том, что в Соединенных Штатах 10 тысяч законов руководят экономической ситуацией, жизнью вообще. То есть Конституция подстегивает законодателя, прежде всего, и общество в целом развивать законодательство, развивать гражданское общество, в том числе, для улучшения положения в сфере защиты и соблюдения прав граждан, и этот процесс в общем-то заложен в самой Конституции.