Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 18

Н.М.ГИРЕНКО

Прежде всего, я бы хотел сказать, что у меня звучал тезис, что основное, на что они направлены, это даже не столько на выживание человека, сколько на выживание общества. Вот в чем дело. В этом смысле в зависимости от ситуации общество иногда отнимает право на жизнь, отдельное конкретное общество, когда идет война. Это как? Это право на жизнь. Почему же нет? Поэтому просто право на жизнь как таковое – да, действительно, я поддерживаю, общество обязано защищать право на жизнь. Это императив, с одной стороны. С другой стороны, как мы знаем, любой идеальный императив нужен для того, чтобы определить, а каким образом мы это право нарушаем, что будет расплатой за нарушение: деньги, тюрьма или удовольствие.

А.Ю.СУНГУРОВ

В Интернете я нашел интересный материал, что, когда принималась Всемирная декларация прав человека в 1948 году, американская ассоциация этнографов выступила против принятия этой декларации, потому что она унифицирует различные этносы и навязывает единую рамку. Мне интересна ваша, Николай Михайлович, позиция как этнографа и председателя комиссии по правам национальных меньшинств.

Н.М.ГИРЕНКО

Моя позиция в данном случае. Понимаете, мы все время думаем, что имеются в истории очень рациональные пути решения. А на самом деле история состоит из сплошных тупиков, из которых человечество выбирается. Так вот это вот один из тупиков. И я, по-моему, как раз обратил на это внимание. С одной стороны, да, мы обязаны, и правозащитные организации обязаны поддерживать этнический плюрализм, культурный плюрализм, и государство обязано тратить на это деньги. Но, с другой стороны, оно тормозит и обязано тормозить процессы быстрой трансформации, потому что при быстрых трансформациях люди начинают сопротивляться этой самой трансформации. Хотите, назовите это циничной позицией, жульнической позицией, но это условия выживания, и другого не дано. Правы этнографы, когда выступали против, но не правы потому, что процесс этот не остановить.

И.И.ВОРОНЦОВ

Очень быстрая реплика.

По поводу этого заявления. Это американская антропологическая ассоциация, сделано заявление ее руководителем. Это вызвало большой скандал и внутри ассоциации, и достаточно быстро свелось на нет. Я хотел бы обратить ваше внимание, что в это время комиссия ЮНЕСКО собирала материал в разных университетах мира, и это мнение осталось в меньшинстве. Конечно же, существует это заявление, мы должны его изучать, но давайте помнить, что это не есть мнение этнографов окончательное.

И второе маленькое – это то, что право на жизнь – это не есть абсолютное право. И во время подготовки Декларации именно достоинство человека было в центре. Во-вторых, давайте посмотрим, любые документы по защите прав человека международные, вы можете найти в любой статье Европейской конвенции или ООН-овской массу исключений. Там они могут быть в ряде случаев совершенно замечательно. Единственное абсолютное право на сегодняшний день по международным документам – это именно достоинство, свобода и запрет бесчеловечного обращения.

О.Ю.МАЛИНОВА

Маленькая реплика относительно вот чего. Здесь было вскользь сказано, что Западная Европа, Северная Америка достаточно однородны и для них этот стандарт приемлем. На самом деле, мы все хорошо знаем, что это не так. Гетерогенность этих стран этнографическая, по составу населения, по конфессиям, по многим параметрам резко возрастала в последние десятилетия. И в этой связи очень актуальной стала проблема, комплекс проблем, которые я обозначу, связанных с мультикультурализмом, который активно обсуждается в либеральной политической философии. Вообще как бы звучало, что развитие идеи прав человека в значительной степени было связано именно с либеральными традициями. Так вот, в настоящее время идут дискуссии, которые просто идут на стыке разрушения этой либеральной традиции. И стык этот, если хотите, связан с логикой развития самой этой традиции, которая, как известно, в центр проблемы ставит личность и ее свободу. И сегодня в общем-то уже достаточно много говорят о том, что мы на пороге рождения четвертого поколения прав человека. Я говорю сейчас о конкретных вещах, о комплексе прав, связанных с признанием права на идентичность, в том числе по этническим, всяким прочим вещам.