Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 81

На сложившийся уровень массового сознания ориентированы книжный и медийный рынки. Их состояние особенно показательно для поставленного сюжета.  Честный сотрудник правоохранительных органов оказывается в конфликте с кем-либо из начальства или с системой в целом. Он либо погибает в тюрьме (линия, начатая «Ворами в законе» и успешно продолжаемая в бесчисленных детективах и сериалах), либо уходит из органов, чтобы сохранить свои честь и достоинство (серия детективов Ф. Незнанского и А. Марининой, их многосерийные экранизации и разные подражания им). Самым честным депутатом в Госдуме оказывается старый вор в законе, а его сын, поборник ненасилия, укорявший отца за руки, запачканные кровью, в конце концов, сам берет в руки пистолет («Next» и «Next-2»).  Не говорю уже про «Бригаду», в многочисленные серии которой оказались вписаны все массовые фантазии современного зрителя. Ее опоэтизированные персонажи (а массовому сознанию свойственно отождествлять артиста с полюбившимся персонажем) принимают участие в публичных акциях как народные герои. Стоит ли удивляться, что в наш век превращенных ценностей в ряде вузов фактически исчезло бесплатное обучение, подобно тому, как до этого тихо скончалась советская бесплатная медицина? На Юге России, в силу природно-климатических условий, геополитического положения, экономической и демографической ситуаций, денежная масса может сравниться разве что со столичной. Не удивительно, что «бесплатное» обучение на некоторых факультетах и отделениях становится дороже коммерческого, а объектом гордости для ряда студентов становятся не показатели в учебе, а материальные «вложения» в сессию!

Поставленная тема не затрагивает корней скрытой коммерциализации современного вузовского образования в России. Они очевидны. Я хочу лишь остановиться на последствиях этого явления.

Скрытая коммерциализация меняет соотношение студентов на специальностях, необходимых народному хозяйству, но не всегда способных обеспечить выпускникам даже прожиточного минимума (в первую очередь речь идет о педагогических и социогуманитарных специальностях). Вуз заполняют люди, заинтересованные не в знаниях, а в получении диплома. Диплом о высшем образовании приобретает для них чисто потребительскую стоимость и становится, наряду с часами престижных марок, соответствующей одеждой или украшениями, атрибутом принятого образа жизни, предметом роскоши, а не условием их дальнейшего существования. Это еще больше размывает и без того условные границы того социального слоя, который в нашей стране принято величать «средним классом».

Та же скрытая коммерциализация влияет на отношение общества к сложившейся системе высшего образования. Особенно в социогуманитарной сфере. Свидетельством тому становятся парадоксальные ситуации, связанные с недоборами именно на бюджетные отделения: люди, не нуждающиеся в знаниях для обеспеченной жизни, и в школе учатся кое-как. В массе своей они не способны выдержать даже облегченные конкурсы по вновь вводимой системе ЕГЭ.

Скрытая коммерциализация оказывает свое пагубное влияние на атмосферу в студенческом коллективе. Прилежный студент выглядит «белой вороной», сокурсники его обвиняют в «нездоровом» карьеризме; для ряда преподавателей он становится укором их совести и прямым убытком карману. Сказывается она и на уровне преподавания – заниженные требования к студентам оборачиваются и прогрессирующим понижением профессионального мастерства.

В таких условиях усиливается не только кризисное состояние современной высшей школы, но  общества в целом, особенно в проблемных регионах. Интерес к своему региону оборачивается мелкотемьем, а развитие региональных исследований не только способствует улучшению жизни российской провинции, но и дает почву для создания новых политических мифов, способствует росту регионального сепаратизма. На Юге России, балансирующем на грани межэтнических или межконфессиональных противостояний, это особенно опасно.