Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 115

·  преподавание прав человека дополнять соответствующими учебными и внеучебными практиками (в правозащитных НПО, в юридических клиниках, в конфликтологических службах и т.п.);

·  применять в преподавании современные технологии и методы образования соответствующие ценностям и методологии прав человека;

·  шире использовать внеучебные формы вовлечения студенчества, учащихся в проблематику прав человека: организация студенческого самоуправления, конкурсы, олимпиады, тренинги и т.п.

10. Считать целесообразным создание рабочей группы при УМО СПбГУ по рассмотрению возможности создания специальности «Права человека» на разных уровнях университетского образования.

11. Рекомендовать министерствам и ведомствам, имеющим системы повышения квалификации, негосударственным образовательным учреждениям разработать модельные программы и ввести курсы по правам человека для различных категорий слушателей (государственные служащие, социальные работники, военнослужащие, судьи и судебные работники, сотрудники правоохранительных органов, пенитенциарной системы, работники системы образования, здравоохранения и т.д.).

12. Рекомендовать Минобороны России и ФСБ России изучить и перенять опыт МВД России по созданию и работе кафедр прав человека в образовательных заведениях.

13. Рекомендовать «силовым» министерствам, Министерству юстиции распространять среди сотрудников международные документы, относящиеся к правам человека и правоохранительной деятельности, частности, специальные документы ООН: «Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка» (1979 г.), «Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка» (1990 г.), «Минимальные стандартные правила обращения с заключенными» (1955 г.); документы Совета Европы: «Декларация о полиции» (1979 г.), «Европейские пенитенциарные правила» (1987 г.) и др.

14. Подготовить, издать сборники документов международных организаций и российских норм по обучению правам человека, демократии, толерантности, культуре мира, противодействию ксенофобии, экстремизму и т.п.

15. Подготовить, издать сборники международных и российских нормативных и рекомендательных документов по правам и свободам человека для средних, специальных и высших учебных заведений ориентированных на специализированные группы (для юристов, педагогов, социологов, журналистов, психологов, военнослужащих, работников правоохранительных органов и других специалистов).

16. Подготовить, издать (переиздать) базовые учебники и методическую литературу для различных образовательных учреждений по прав человека.

17. Разработать компьютерные обучающие и оценочные (контрольные) программы для вузов. Адаптировать, распространить компьютерные программы, подготовленные зарубежными организациями.

18. Создать Федеральный Ресурсный Центр информации и обучения правам человека, формировать межвузовские и другие сети организаций, действующих в сфере образования по правам человека, создать в Интернете специализированный портал (сайт).

19. Участники семинара выступают за расширение сотрудничества Российской Федерации и обмен опытом с ООН, ЮНЕСКО, Советом Европы, ОБСЕ, МККК, другими международными межправительственными и неправительственными организациями; с зарубежными университетами на двусторонней основе в области научных исследований, информации и обучения правам человека.

Сведения об авторах

Аверкиев Игорь Валерьевич – директор Пермского регионального правозащитного центра, председатель Пермской Гражданской палаты

Антюхов Юрий Васильевич,  старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Орловского государственного университета юридического факультета, Орел.antyukhov@rekom.ru

Аракелян Антуан Гургенович – ведущий эксперт СПб гуманитарно-политологического центра СТРАТЕГИЯ

Бажан Татьяна Алексеевна, доктор философских наук, профессор, преподаватель Сибирского юридического института МВД России, Красноярск. E-mail root@znanie.krasnoyarsk.su

Бардиер Галина Леонидовна – к.псих.н., координатор проекта СПб гуманитарно-политологического центра СТРАТЕГИЯ