Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 80

Введение в вузах России нового общеобразовательного курса «Права человека» или даже комплекса дисциплин, показывающих историю, теорию и практику защиты прав человека в мире, Европе и России, отвечало бы потребностям развития гражданского общества в нашей стране, воспитания чувства собственного достоинства, гражданской ответственности и реального патриотизма у молодежи. Появление таких дисциплин, без сомнения, ускорило бы вхождение России в международные демократические институты, сделало бы менее катастрофичными для всех сторон контакты россиян с гражданами европейских государств. Думаю, однако, что появление подобных дисциплин в российском образовании натолкнется на ряд трудностей, из которых недостаток квалифицированных преподавателей окажется не самой непреодолимой.

На сегодняшний день Россия представляет собой страну с очень узкой сферой применения письменного права. В ней существует весьма совершенное конституционное право. Менее совершенно конституционные нормы конкретизируются в уголовном и гражданском кодексах, но, при условии их соблюдения большинством членов общества, они способны обеспечить нормальную жизнь в стране. Другое дело обилие подзаконных актов, положений и инструкций разных уровней о применении того или иного закона. Стараясь заполнять лакуны в кодифицированном праве, они иногда сводят значение хорошего закона на «нет» или придают ему противоположный смысл. Ставить вопрос об уровне соблюдения юридических норм теми, кто по своему служебному положению должен был бы их охранять, здесь вообще не хочется как не имеющий прямого отношения к затронутой теме.

Снижение эффективности кодифицированного права по мере приближения к конкретным повседневным ситуациям формирует отношение россиян к законам вообще. Корректное использование письменного права наталкивается на устойчивое нежелание целых  социальных групп подчиняться письменно зафиксированным юридическим нормам. Далеко не всегда такое нежелание диктуется преступными наклонностями отдельных личностей.

В стране, где преобладают традиционные связи, обычное право часто играет более значительную роль, чем кодифицированный закон. В российском менталитете роль обычного права закрепляется исторически, поскольку по традициям сословного общества перемещение внутри социальной иерархии признается успешным тогда, когда человек получает возможность становиться над законом, писанным для того сословия, которое он успешно покинул. Массовое политическое сознание начала XXI в. упростило деление российского общества до таких понятий, как «народ», «новые русские», «чиновники» (они же «политики») и «власти» (местные или федеральные). В этой градации есть ряд нюансов (например, ее дополняет деление по этническим признакам), однако они не меняют общей картины. Для среднестатистического россиянина та часть общества, куда он не может попасть в силу каких-либо причин, и по сию пору остается закрытым сословием[12].

Законодательное упразднение сословного строя в 1917 г. не отменило сословного менталитета. С его влиянием на реалии нашей жизни мы сталкиваемся сплошь и рядом.  Одним из следствий живучести сословного менталитета стало превращение кодифицированного законодательства из механизма регулирования и защиты нормальной жизни общества в средство устрашения и наказания тех граждан, которые стремятся жить и работать в соответствии с задекларированными нормами закона.

Преподавателям вуза приходится сталкиваться с жизненными реалиями, которые на уровне массового сознания уже получили свое оформление.