К сожалению, прошлое нашего отечества предоставляет нам в изобилии материал подавления человека государством, а преобладание соборности в менталитете, уважение в коллективному (основа общинности) и религиозный теософские традиции сформировали социальное иждивенчество и провиденциализм. Отсутствие антропоцентризма и преклонения перед индивидуальным характерно для большинства периодов русской истории. А история борьбы за права и свободы – это история одиночек. Либеральные движения в России всегда отличались некоторой слабостью, размытостью; с революционерами и диссидентами вели беспощадную борьбу официальные власти. А после революции произошло перерождение государства, созданного для воплощения в жизнь идей свободы и равенства в тоталитарное. Период перестройки продемонстрировал то, как сложно в российском обществе проходит демократизация жизни и то, как умело власти возвращают общество к традициям этатизма.
Существует и ещё одна преподавательская – в прямом смысле - проблема. Кому читать курсы по правам человека? Если дисциплины «политология» и «социология», в которых не избежать подобной тематики, читают в основном молодые преподаватели, то введенный нынешними государственными стандартами курс отечественной истории отдан бывшим преподавателям истории КПСС. Как правило, это опытные педагоги, доктора и кандидаты наук, и расстаться с ними любому вузу нелегко. Трудно надеяться, что их идеологическая платформа и личностные установки изменились. Да и флагманы исторического образования обеспокоены проблемой «поиска соотношения между универсальными ценностями и национальной самобытностью», так как, по их мнению, «происходящее на наших глазах агрессивное столкновение либеральных и национальных ценностей может привести к культурному расколу общества, что содержит угрозу национальной безопасности России». То есть назад, к патриархальному обществу, подальше от испорченной Европы! Спасем Святую Русь! При таких позициях трудно уповать на то, что курс отечественной истории в ближайшее время повсеместно станет методологической и мировоззренческой базой для преподнесения идеи прав человека.
Вероятно, наиболее подготовленными для воплощения в жизнь программы преподавания курса «Права человека» являются спецдисциплины гендерной тематики. Они как нельзя лучше отвечают задачам сегодняшней образовательной политики. Это касается и содержания образовательных программ, и методик их освоения. Гендерное образование нацелено как раз на формирование социально-психологического благополучия обучаемых; призвано помочь усвоить гендерные роли. Советская школа дала равные права в получении образования представителям обоих полов, но при этом унифицировала программы, забыв о житейской сути мироздания. Мы обучали и воспитывали патриотов, строителей коммунизма, специалистов для народного хозяйства, игнорируя то, что всё же первичное предназначение каждого живущего на земле - быть мужчиной или женщиной. Советская педагогика долгое время тоже оставалась "унисекс", а точнее просто бесполой. А в преподавании прав человека, прав ребенка, прав женщин важны, на наш взгляд, два момента: правовое просвещение и осознание гендерной специфики женских ролей, материнства, детства. И начинать необходимо со второго пункта. Одна из генеральных линий борьбы за права женщин – это нацеленность на равноправие с мужским полом и эмансипация ( в буквальном смысле – «освобождение» ) от зависимости от мужчин, от традиций. Но при этом женщина отказывается зачастую и от «своих» первоначальных, предназначенных природой только ей ролей, осваивая новые. Такая вторичная социализация нарушает гармонию и семейных и общественных отношений. Перед глазами российских женщин пример скандинавских феминисток, которые в борьбе за равноправие растеряли, во многом, внешние атрибуты женственности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.