Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 97

К сожалению, прошлое нашего отечества  предоставляет нам в изобилии материал подавления человека государством, а преобладание соборности в менталитете, уважение в коллективному (основа  общинности)   и религиозный теософские традиции сформировали социальное иждивенчество и провиденциализм. Отсутствие антропоцентризма и преклонения перед индивидуальным  характерно для большинства периодов русской истории. А история  борьбы за права и свободы – это история одиночек. Либеральные движения в России  всегда отличались некоторой слабостью, размытостью; с революционерами и диссидентами вели беспощадную борьбу официальные власти. А после революции произошло перерождение государства, созданного для воплощения в жизнь идей свободы и  равенства в тоталитарное. Период перестройки продемонстрировал то, как сложно в российском обществе проходит демократизация жизни  и то,  как умело власти  возвращают общество  к традициям этатизма.

Существует и ещё одна преподавательская – в прямом смысле - проблема. Кому читать курсы по правам человека? Если  дисциплины «политология» и «социология»,  в которых не избежать подобной тематики, читают в основном молодые преподаватели, то введенный нынешними государственными стандартами курс отечественной истории отдан бывшим преподавателям истории КПСС. Как правило, это опытные педагоги, доктора и кандидаты наук,  и расстаться с ними любому вузу нелегко. Трудно надеяться, что их идеологическая платформа и личностные установки изменились. Да и флагманы исторического образования обеспокоены проблемой «поиска соотношения между универсальными ценностями и национальной самобытностью», так как, по их мнению, «происходящее на наших глазах агрессивное столкновение либеральных и национальных ценностей может привести к культурному расколу общества, что содержит угрозу национальной безопасности России». То есть назад, к патриархальному обществу, подальше от испорченной Европы! Спасем Святую Русь! При таких позициях трудно уповать на то, что курс отечественной истории в ближайшее время повсеместно станет методологической и мировоззренческой базой для преподнесения идеи прав человека.

Вероятно, наиболее подготовленными для воплощения в  жизнь программы преподавания курса «Права человека»  являются спецдисциплины гендерной тематики. Они как  нельзя лучше  отвечают задачам сегодняшней образовательной политики. Это касается и содержания образовательных программ, и методик их освоения. Гендерное образование нацелено как раз  на формирование социально-психологического благополучия обучаемых; призвано помочь усвоить гендерные  роли.   Советская школа дала равные права в получении образования представителям обоих полов, но при этом  унифицировала программы, забыв о  житейской сути мироздания. Мы обучали и воспитывали патриотов,  строителей коммунизма, специалистов для народного хозяйства,  игнорируя то, что всё же первичное предназначение каждого живущего на земле - быть мужчиной или женщиной.  Советская педагогика долгое время тоже оставалась "унисекс", а точнее просто бесполой. А в преподавании прав человека, прав ребенка,  прав женщин важны, на наш взгляд, два момента: правовое просвещение и осознание гендерной специфики женских ролей, материнства, детства.  И начинать необходимо со второго пункта. Одна из генеральных линий борьбы за права женщин – это нацеленность на равноправие с мужским полом и эмансипация ( в буквальном смысле – «освобождение» ) от зависимости от мужчин, от традиций. Но при этом женщина отказывается зачастую и от «своих» первоначальных, предназначенных природой только ей ролей, осваивая новые. Такая вторичная социализация нарушает гармонию и семейных и общественных отношений. Перед глазами российских женщин пример скандинавских феминисток, которые в борьбе за равноправие растеряли, во многом, внешние атрибуты женственности.