Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 76

У меня добавка. Попытаться обратиться в Министерство образование об этом, как об опыте вузовском.

А.Ю.СУНГУРОВ.

Обобщить опыт других вузов. развить, поддержать, выяснить необходимость других обобщений этого и обратиться в Министерство образования по созданию таких центров, структур на кафедрах других вузов. А сами постараемся это обобщить, потому что у каждого есть информация. Очень важная вещь.

Второе. Я думаю, вряд ли у кого-то вызовет сейчас сомнение идея реализации в соответствии со статьей 38 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан» создания независимых служб защиты прав пациентов психиатрических учреждений. Об этом говорилось на форуме. Это заложено. До сих пор не создано. И здесь ни у кого нет возражений. Я считаю, что мы консенсусом выходим на это, так я понимаю.

И последняя вещь. Есть разные точки зрения на предложение Шишлова обратиться к Президенту о внесении на ратификацию предложения 6 Конвенции по поводу отмены смертной казни.

Есть ли у кого-то сомнения по этому поводу?

О.В.КРЫЛОВ

Категорически против.

А.Ю.СУНГУРОВ

Тогда, раз мы не можем достичь консенсуса, приступим к голосованию.

Коллеги, кто за то, чтобы внести это предложение от имени нашего круглого стола, прошу голосовать.

18 человек - за

Кто против? 1.

Кто воздержался? 2.

Мы понимаем, что есть разные точки зрения. В данном случае мы можем внести это предложение от нашего круглого стола.

Уважаемые коллеги, я понимаю, что каждому из нас хотелось бы сейчас сказать какую-то реплику, возразить, добавить. Я предлагаю оставить это до будущих встреч.

О.В.КРЫЛОВ

Я хотел бы предложить для будущих встреч вспомнить немного логику и первый закон Аристотеля: прежде чем что-либо обсуждать, договориться о единообразном понимании употребляемых терминов. Я хочу сказать, что мы употребляли слова «тоталитаризм», «права человека» и т.д., вкладывая в каждое слово, даже многие либералы, совершенно разный смысл. Давайте вспомним хотя бы первый закон логики. И еще предложение: ввести  логику в школьный предмет.

А.Ю.СУНГУРОВ

Спасибо. Мы как раз приближаемся к понятию прав человека. Еще раз говорю: каждый сможет дать свой заключительный комментарий по поводу нашей стенограммы. Коллеги, большое спасибо всем. Я надеюсь, что мы дальше будем сотрудничать.

Раздел 2.  Преподавание прав человека в российских университетах.

Материалы Межрегионального семинара «Преподавание прав человека в российских университетах», СПб, 2-3 октября 2003 г.

2.1. Список участников Межрегионального семинара

2.2. Курс «Права человека», реалии российской жизни и университетской среды.

А.С. Карпов, Санкт-Петербург

Развитие преподавания прав человека в вузе: схема описания примера и ее использование для случая развития курса  в Невском институте языка и культуры

В практике прикладных гуманитарных дисциплин большое значение имеет возможность проводить исследования на базе детальных описаний примеров (case-study). «Кейсы» являются, с одной стороны, наиболее регламентированной формой передачи опыта[7], (с другой стороны – предоставляют возможности для сопоставительного и систематического анализа. Сильной стороной кейс-метода является его способность вскрывать внутренние взаимосвязи различных аспектов действительности: выявлять структуры, процессы, внутренние и внешние влияния[8] (Якимец, 2002). Однако есть и негативный опыт использования «кейсов» в качестве однобоких анекдотов, призванных лишь подтверждать безусловную правоту автора.

Как и любая другая специальность, гражданское образование должно иметь собственную исследовательскую базу. Гипотезы о содержании учебных программ, оптимизации методик преподавания  и другие, должны подвергаться практическому исследованию, тестированию, и кейс-метод представляется нам удачным методическим подходом. Поскольку одна из наиболее важных задач преподавания прав человека на сегодняшний день состоит в интеграции этой дисциплины в нейтральный или недружелюбный контекст высшего и среднего образования, кейс-методики должны быть ориентированы на описание практик преподавания в достаточно широком плане – включая вопросы от учебного расписания до конфликтов с коллегами из-за политической окрашенности предмета.