Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 102

Все это ставить в повестку дня необходимость введения в программы высших учебных заведений, выпускающих будущих учителей, обязательных курсов «Права человека» или «Права ребенка» (возможно: «Права участников образовательного процесса»). Кстати, такая же постановка вопроса абсолютно корректна и по отношению к педагогическим училищам. Кроме того, необходимо обучать правам человека и работающих сегодня учителей, используя систему институтов повышения квалификации.

Обучение педагогических работников правам человека в интересах всех участников образовательного процесса: полученные педагогами знания и навыки приведут к уменьшению нарушений прав учащихся и их родителей. Это, в свою очередь, уменьшит для учителя риск проиграть судебный иск, вследствие нарушения прав ребенка, вызванных неинформированностью педагога.

Н.Хлебникова, Мурманск,

Права человека и подготовка журналистов

Тема прав человека интересует журналистов в двух аспектах.  Журналисты  освещают (во всяком случае, должны освещать), как соблюдаются  права  человека, и  журналисты  заинтересованы как профессионалы (во всяком случае, должны быть заинтересованы) в реализации своих прав на достоверную и полную информацию и свободу  СМИ.

Программа подготовки российских журналистов включает в себя два основных курса по специальности . На первом курсе студенты изучают «Основы журналистики» (140 часов), в этот курс включена тема «Свобода печати и журналистской деятельности». По этой теме  в примерный перечень вопросов к экзамену предлагаются следующие:

1.  Проблема свободы печати и журналистской деятельности.

2.  Социально-творческие, юридические, и экономические аспекты свободы.

3.  Исторические типы журналистики с точки зрения реализации свободы журналистской деятельности.

4.  Свобода СМИ: правовое регулирование и саморегулирование.

На втором курсе изучаются «Основы творческой деятельности журналиста» (140 часов)., куда включена тема «Правовые и профессионально-этические ориентиры творческого поведения журналиста».

Кроме того, факультеты журналистики практикуют  спецкурсы с разными названиями по правовым основам деятельности журналиста.

Программа  подготовки журналиста предполагает, что о своих профессиональных правах и обязанностях он получит представление.

Но при этом в целом тема прав человека остается для журналиста экзотической.  Журналист далек от нее в студенческие годы и в дальнейшем проходит мимо соответствующих информационных поводов, фактов и ситуаций.

Криминальную хронику, которую дает сегодня каждая уважающая себя провинциальная газета, журналист осваивает , опираясь на «здравый смысл».  Для того, чтобы вести подобную рубрику не по уголовным, а по гражданским делам,  в которых отчетливо видно соблюдение/несоблюдение  прав человека,  стихийно распространенных житейских воззрений уже мало.  Журналисту нужны знания.

В настоящее время  на кафедре факультета журналистики МГУ и в Агентстве социальной информации разрабатывается курс «Социальная журналистика», в разработке которого принимает участие и автор этих строк.  Составной частью курса является  тема деятельности правозащитных организаций.

По сути своей журналистика является социальным институтом, который обеспечивает социальную коммуникацию. Безусловно, журналисты должны освоить тему права человека как  главного участника социальной коммуникации .

2.7.  Права человека как важная часть гражданского образования

С.И. Глушкова, Екатеринбург

Проблема прав человека в контексте правового просвещения