Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 104

Среди основных проблем прав человека в современной России, разрешение которых зависит прежде всего от уровня правового просвещения и правового образования граждан, осознания обществом данной проблемы, необходимо назвать следующие: 1) соблюдение и обеспечение права на судебную защиту, в том числе Европейского Суда по правам человека. В этом отношении необходимо развивать потребность, привычку в обращении в суд, вести тяжбу, «сутяжничать», вопреки традиционно русскому долготерпению; 2) необходимость более интенсивного развития института омбудсмена, т.е. Уполномоченного по правам человека во всех 89 субъектах Российской Федерации. В частности, в этом плане будет полезен опыт США, где существуют парламентские и административные омбудсмены, омбудсмены в школах, университетах, тюрьмах, банках, корпорациях и т. п. Нужно создать бесплатные телефонные линии для обращения граждан в аппарат Уполномоченного по правам человека в субъектахРоссийской Федерации.Подобный опыт достаточно эффективно используется в ряде штатов США, где 80 % жалоб в ряде штатов разрешаются по телефону, т. е. очень динамично; 3) соблюдение, обеспечение и защита гражданских прав и свобод человека и гражданина, в частности права на жизнь, права на здоровье, прав пациентов, прав потребителей и др.; 4) соблюдение, обеспечение и защита социальных и экономических, культурных и экологических, информационных прав и свобод человека и гражданина, прежде всего права на жилище, свободы труда, права на благоприятную окружающую среду, своевременную выплату заработной платы, пенсий, социальных пособий; 5) обеспечение равного доступа к государственным институтам судебной и несудебной защиты, а также эффективной работы с обращениями граждан в этих институтах.

Приоритетной проблемой в современной России является совершенствование правового просвещения и правового образования как основы эффективного осуществления в России правовых реформ, которое должно развиваться в следующем направлении: 1) разработка и принятие федеральной концепции правового просвещения и правового образования в области прав человека; 2) разработка и реализация многоуровневой системы правового просвещения и правового образования, начиная с минимального уровня – дошкольных учреждений; 3) введение в государственные образовательные стандарты среднего, среднего специального, высшего образования дисциплины «Права человека»; 4) создание в вузах кафедр прав человека, научно-исследовательских лабораторий, центров, научных студенческих обществ по правам человека и т. п.

Т.А.Бажан, г.Красноярск

Проблема прав человека и гражданское образование

В Концептуальном проекте Федеральной целевой программы «Правовое просвещение и образование в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты (2003-2007 годы)» обозначена цель «формирования и осуществления государственной правозащитной политики, включающей всеобщее обучение граждан правам человека и их защите через правозащитное просвещение и образование, способствующее становлению правозащитной культуры населения, в основе которой – правовое сознание гражданина».

Система формирования компетентности личности через вузовское образование еще только создается. Большинство российских граждан не имели возможности получить соответствующие знания. В то же время, гражданская и правовая культура общества, неотъемлемой частью которой являются знания в области прав человека, не может быть лишь достоянием узкого круга избранных. Поэтому для достижения поставленной цели необходимо использовать все образовательные средства, которыми располагает общество.

Уникальной формой образования, способной внести весомый вклад в дело гражданского развития общества и формирования компетентности личности в области прав человека, является рождающаяся система гражданского образования для взрослых в России. Формируемая ныне система образовательной помощи взрослому населению нашей страны основывается на богатом международном опыте, а также на лучших достижениях отечественного политического и непрерывного образования взрослых, накопленного в дореволюционный и советский периоды российской истории.