Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 82

Жизнь «по понятиям», т.е. жизнь, ориентированную на нормы обычного права, надо вводить в правовые нормы цивилизованного мира. Курс «Права человека» мог бы помочь каждому студенту «примерить на себя» понятия кодифицированного права.

Содержание данного курса не должно быть ориентировано только на идеализированные нормы юриспруденции конца XVIII в. В утверждении просветительской философии «Все равны перед законом» типичный россиянин предпочитает слышать родное «Все равны». В последнее время у нас появились организации, защищающие права детей. Это очень нужные и полезные организации. Однако в их деятельности встречаются абсурдные моменты, демонстрирующие как отечественный менталитет может исказить само представление о правах человека. Помимо прав детей на жизнь, безопасность, образование, работу, достойную оплату их труда, некоторые из правозащитных организаций защищают… права детей не уступать места пожилым людям в общественном транспорте. Формально они правы – подросток и пожилой человек имеют равные права на место в переполненном трамвае или троллейбусе. Фактически же такая защита прав отнимает у ребенка право быть человеком.

Введение в систему вузовского обучения такого предмета как «Права человека» могло бы способствовать не только правовому просвещению нашего общества, но и более быстрому созданию слоя образованных специалистов, для которых обращение к правам человека стало бы инструментом формирования гражданского общества нового типа, ориентированного на деятельное участие рядовых граждан в создании его политического и социокультурного облика.

Кузьпелева С.Г., Сыктывкар

 
Права студентов и формы их защиты.
             

В наше непростое время особенно важно соблюдать права человека, каждому иметь правовую грамотность, стремиться к установлению согласия и взаимопонимания в обществе. 10 декабря 2003 года вся мировая общественность будет отмечать 55–летие со дня принятия Всеобщей декларации прав человека.

Одним из механизмов защиты прав человека является Уполномоченный по правам человека (вступили в должность в 24 субъектах Российской Федерации), в некоторых регионах вступили в должность Уполномоченные по правам ребенка (такие должности уже в 15 субъектах Российской Федерации) или Уполномоченный по правам участников образовательного процесса на уровне образовательного учреждения (например, в Саратовской области в 140 общеобразовательных учреждениях, Республике Марий-Эл и других регионах).  В июне 2003 года по инициативе Уполномоченного по правам человека в Республике Коми совместно с Министром образования и высшей школы Республики Коми принято Примерное положение «Об уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса общеобразовательного учреждения».

Уполномоченный призван решать вопросы взаимодействия всех участников образовательного процесса с правовой точки зрения. С незначительными коррективами данное Положение применимо для средних и высших учебных заведений.

Необходимость введения такого института в учебных заведениях назрела давно. Мы с Вами строим правовое государство и в этом деле большая роль принадлежит нашей молодежи – студентам учебных заведений. Одним из направлений Концепции модернизации образования на период до 2010 года является моделирование институтов демократии, в том числе на основе введения уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса в учебных заведениях.

Защита прав студентов имеет свою специфику. Учащаяся молодежь является самой не защищенной: с одной стороны, это уже совершеннолетние граждане, с другой - к ним неприменим подход как к взрослому человеку.   Большинство студентов связывают свой уход из учебного заведения из-за конфликтов с преподавателями: ни для кого не секрет, что в большинстве случаев оценка знаний определяется через призму отношения преподавателя к студенту, наблюдается унижение его человеческого достоинства. Желают лучшего условия проживания в студенческих общежитиях; как правило, отсутствуют элементарные условия питания: дорогая оплата, антисанитарные условия, столовая находится в подвальных помещениях, а то и совсем отсутствует; требует особого внимания вопрос об учебной нагрузке, нарушаются требования количества зачетов в сессию. Опять повысили оплату за обучение. Существуют и многие другие проблемы.