Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 113

2.6. Рекомендации Межрегионального научно-практического семинара

«Преподавание прав человека в Российских университетах» 2-3 октября 2003 г., Санкт-Петербург

2-3 октября 2003 г. в Санкт-Петербургском госуниверситете Центр гражданского образования и прав человека СПбГУ при поддержке Британского консульства в Санкт-Петербурге и организационной поддержке СПб гуманитарно-политологического центра «Стратегия» провел Межрегиональный научно-практический семинар «Преподавание прав человека в Российских университетах».

В работе семинара участвовало около 50 человек: профессорско-преподавательский состав дисциплин гуманитарного цикла из различных вузов и регионов Российской Федерации; лидеры правозащитных организаций, ведущих образовательные программы в области прав человека; представители Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека и Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО МИД России, члены Общественного Экспертного Совета по гражданскому образованию и образованию в сфере прав человека при Комитете по образованию и науке Государственной Думы РФ.

На семинаре были обсуждены следующие группы тем:

·  Права человека и современная Россия;

·  Преподавание курса «Права человека»;

·  Курс «Права человека» и вузовские стандарты.

Участники констатировали, что за последние десять лет высшая школа России сделала определенные шаги, как в научных исследованиях, так и во внедрении проблематики прав человека в воспитание и обучение студенческой молодежи. В университетах, вузах различной ведомственной подчиненности проводятся научные конференции, растет число публикаций по проблемам прав и свобод человека, подготовлено несколько учебников и пособий. В некоторых регионах в системе повышения квалификации работников образования вводятся курсы по правам ребенка. В системе вузов МВД России, в некоторых гражданских вузах образованы кафедры по правам человека. Создан ряд общественных кафедр ЮНЕСКО по правам человека и смежным проблемам.

Вместе с тем, участники семинара считают, что высшая школа пока не отвечает на социальный заказ в подготовке квалифицированных специалистов в области прав человека. Такие специалисты востребованы в органах законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления; в аппаратах федерального и региональных Уполномоченных по правам человека, правам ребенка, в адвокатуре, в международных и правозащитных организациях.

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования не ориентированы в должной мере на освещение проблематики прав и свобод человека, на разработку и преподавание отдельных курсов по правам человека. В стандартах недостаточно отражено конституционное положение о правах и свободах человека как высшей ценности, и тем самым не задействован позитивный мировоззренческий потенциал прав человека.

Стандарты не отражают такие новые правовые реалии как вступление России в Совет Европы и расширившиеся возможности защиты прав человека, функционирование института Уполномоченного по правам человека в РФ и субъектах, реализацию ряда Федеральных и региональных целевых программ и т.п.

Нормативная база Министерства образования России не ориентирует на выполнение обязательств Российской Федерации вытекающих из ее международных договоров и рекомендаций международных организаций, принятых с участием России по обучению правам человека, демократии, толерантности, а также политических обязательства России в данной области в рамках Хельсинкского процесса.

В целом внедрение проблематики прав и свобод человека в образовательный процесс зависит от субъективных предпочтений руководителей образовательных учреждений и может быть реализовано только в рамках национально-регионального (вузовского) компонента, хотя проблема является значимой на общегосударственном уровне.