Права человека как предмет обсуждения и обучения. Материалы дискуссий, страница 71

Я хочу немножко высказаться в прикладном аспекте. Я хочу рассказать о нарушениях прав человека в этой области. Конечно, эти нарушения не какие-то особенные, они похожи на те же нарушения, которые есть в тюрьмах. Они похожи на те же нарушения, которые есть в психоневрологических интернатах, вообще интернатах и всех заведениях для пожилых людей и в детских домах. Конечно же, я хочу сказать, и здесь была такая дискуссия, которая необходима, относительно того, что считать правами человека.

Но, с моей точки зрения, сейчас правозащитников должно волновать, в первую очередь, именно применение тех международно-правовых инструментов, чтобы они правильно применялись, чтобы они вообще применялись в нашей стране. Это наиболее важно. Когда мы говорим о психиатрии, то, конечно, мы говорим о нарушениях, с моей точки зрения, всех основополагающих прав, таких, как право на свободу от пыток, в первую очередь, от жестокого, унижающего достоинство человека обращения и наказания, то есть это такие вещи, когда в психиатрических больницах на весь день закрываются туалеты, когда все пациенты психиатрических больниц практически по всей России, в том числе в Санкт-Петербурге, зимой не гуляют. В тюрьмах, например (это уже наше время, 90-е годы, уже во времена Ельцина), в тюремных психиатрических больницах люди лишены прогулок по 4-5 лет. Можете себе представить такую ужасную ситуацию?!

Нарушение судебно-процессуальных прав граждан при недобровольной госпитализации – это особая тема. Это нарушение права на справедливый суд.

Опять же тут говорилось о свободе вероисповедания. Происходит нарушение этого права, потому что это нонсенс, но это имеет место быть даже в Санкт-Петербурге, когда даже православных священников иногда могут не допускать к православным верующим, которые госпитализированы в психиатрические больницы, только потому, что доктор решил, что с его точки зрения священник как-то неправильно влияет на верующего, хотя это его прихожанин. Это нонсенс. Я уже не говорю о мусульманах, которые по несколько лет находятся в психиатрических больницах, в интернатах, и они не могут присутствовать на богослужениях, и это тоже особая проблема.

Немножко скажу о такой методике, как операции на мозге для лечения наркомании, и лечении прав наркозависимых. Сейчас есть масса совершенно варварских методик, которые существуют для лечения наркомании. Они осуждаются не только православным сообществом Петербурга, католическим сообществом, но и вообще научным сообществом. Это тоже особая тема для разговора.

Но самое главное, что я хотел сказать, что я хотел сказать, что такие нарушения будут иметь место до тех пор, пока мы не сделаем какие-то, хотя бы небольшие шаги, чтобы защитить права этих людей. Наиболее социально не защищенная, по моему мнению, группа граждан. И эти шаги, они следующие.

Это создание независимой от органов здравоохранения службы защиты прав пациентов в соответствии с 38-й статьей Закона о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании. С 1992 года закон есть, этой службы нет. Если можно, я отел бы обратиться к присутствующим, чтобы, может быть, в резолюции это было отражено.

Второй такой момент – это допуск общественных организаций в закрытые психиатрические учреждения, чтобы можно было контролировать соблюдение прав человека в этих учреждениях.

А.Л.НЕЗДЮРОВ

Это федеральную такую структуру нужно спускать в регионы.

Р.В.ЧЕРНЫЙ

Это абсолютная правда. И я обратился по этому поводу к губернаторам Ленобласти, Санкт-Петербурга. К сожалению, реакция, я уже понимаю, какая будет. Она будет отрицательная.

И еще один момент. Это как можно больше следует информировать нашу отечественную, российскую общественность о положении с правами человека в этих областях, вне зависимости от политики, будь то патриоты, или демократы, или либералы.

И, конечно же, следует информировать международную общественность. В первую очередь, на мой взгляд, это тех эмигрантов, ту часть российского общества, которая находится за рубежом, потому что это потенциально те люди, которые могут откликнуться и осуществлять какую-то, пусть небольшую, но спонсорскую поддержку этих программ.